- Главная
- История
- Дом доктора Сяно: 100 лет - 100 легенд
- Архитектура здания
Архитектура здания
"УРАЛЬСКИЙ МОДЕРН"
Дом доктора Сяно, 1915-1920 гг (ГААОСО Ф.Р-1 Оп. Д.47604 ) Дом доктора Сяно, 2010 год. ДХШ №1
Для «стиля модерн» главным принципом стала стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, как это было в период Историзма второй половины XIX в., а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу. Таким началом могло служить все что угодно: исторические и национальные стили, элементы народного и примитивного искусства (Абрамцево, Талашкино), природные формы (флореальное течение), геометрический мотив («Венские Мастерские», И.Хоффманн), новые конструкции и свойства новых материалов - стали, стекла, бетона (конструктивное течение). В каждом случае художники модерна искали целостности, органичности, гармонии ансамблевых решений - изображения и плоскости, отсюда декоративность рельефов и росписей, как бы вырастающих из поверхности стен зданий; орнамента и конструкции - «орнаментализации» конструктивных элементов стальных каркасов, железных решеток, формы и пространства, интерьера и экстерьера.
В Екатеринбурге модерн нашел отражение не только в каменных, но и полукаменных постройках. Такой постройкой является дом № 2 по улице Карла Либкнехта (бывш. Вознесенский проспект) и вызывает желание разобраться в секрете его обаяния.
Это здание единственное у нас в городе и своего рода уникальное, больше таких зданий нет. Местоположение дома ставило перед архитектором контрастные задачи: с одной стороны, необходимость создания композиции, оформляющей пространство площади на пересечении проспектов, а с другой - создание образа, неизбежно подчиненного активной форме римско-католической церкви, расположенной напротив.
Римско-католическая площадь, Костел Святой Анны, начало 20 века, Екатеринбург
Отсюда и достаточно сдержанное решение пластического образа, в то время как модерн декларировал подчеркнутую самостоятельность в архитектурно-пространственной среде. Здание имеет оригинальную конструкцию с угловой композиционной основой и в плане представляет собой ущербный квадрат, в отсутствующей ¼ части которого естественно располагается внутренний двор. В целом, объемно-пространственная композиция утрачивает характерный для классицизма и эклектики картинно-фасадный характер. Сами по себе симметричные фасады при взгляде с площади составляли исключительную композицию, милую глазу и сердца привыкшего к классицизму екатеринбуржца. Отсутствие импозантного декора, характерно для провинциального модерна, позволяет скорее увидеть те серьезные изменения в отношении к архитектурной форме, благодаря которым внешний облик стал отражать особенности внутренней жизни здания.
Строительные материалы этажей - кирпич первого и дерево второго - подчеркивают их независимое функционирование. Первый этаж из красного кирпича с перемычками над окнами из клинчатого кирпича. Деревянная часть здания отличается оконными проемами коробовой кривизны и своеобразной формой здания. Здание имело угловой вход. К нему (в данное время не существующему) вел деревянный тротуар и гранитные ступени крыльца. Роль козырька выполнял декоративный балкон, тоже не сохранившийся. В отдельные объемы выделены торцевые части. На первом этаже в торцевой части дома по улице Малышева располагались жилые комнаты семьи прислуги. Характерно изменение формы оконных проемов в соответствии с функциональным назначением помещений: вместо омега-образных окон, преобладающих на первом этаже - прямоугольные окна жилых помещений.
В здании имелся второй вход в жилые помещения (со стороны Вознесенского проспекта), функциональную необходимость которого сейчас трудно объяснить (вход сохранился). Быть может причиной послужил сложный состав семьи хозяина, может быть что-то другое, вплоть до требований пожарной безопасности. Хотя форма оконных проемов на дворовом фасаде торца «Вознесенского крыла» здания позволяет предположить, что характер использования этих помещений мог быть отличным от жилых.
Существует две версии о том, кому принадлежало это здание и кто там жил. Так, по свидетельству Ю.В.Богдановича, внучатого племянника доктора И.А.Сяно, считают, что здание строилось под частную поликлинику известного в Екатеринбурге врача И.А.Сяно. Она должна была располагаться на первом этаже, а верхний этаж отводился под апартаменты хозяина. По свидетельству же старейшего жителя города, который лечился у этого врача: этот особняк принадлежал купцу Штролю. На первом этаже располагался магазин, где торговали велосипедами, швейными машинами и другой бытовой техникой, а на втором этаже находились апартаменты хозяина и его семьи. Здесь же снимал квартиру врач И.А.Сяно и принимал больных.
ДОХОДНЫЙ ДОМ
Подобные строения принято называть "доходными домами", т.е. постройками, предполагающими сдачу помещений в аренду, обычно под это приспосабливали первый этаж. Так и в нашем случае, каменный этаж сдавался в наем под различные конторы. В числе прочих в начале 20 века здесь размещался магазин Рихарда Штроля и его же склад автомобилей и велосипедов. Рихард Штроль одним из первых в Екатеринбурге занялся пропагандой столь популярного сейчас автомобильного спорта и сумел сделать на продаже "иномарок" неплохой капитал. Помимо собственно продажи активно занимался ремонтом и прокатом как автомобилей, так и велосипедов.
Второй этаж дома занимали жилые помещения и, возможно, больничные покои.
В 19 веке на этом самом месте стояло совсем другое строение, принадлежавшее мещанину Д.Ф.Бахтину. Но новый век внес свои коррективы в оформление перекрестка. В начале 20 века был возведен известный нам сейчас дом, построил его для себя врач, еврей по национальности, И.Сяно. Сам Сяно работал в лечебнице врачей-специалистов под руководством доктора Н.Я.Красовского на Соборной улице (сейчас Пушкина, 1). Интересно, что дом Сяно, как и здание лечебницы проектировались для оформления перекрестков одним и тем же архитектором — И.И.Янковским (последним городским архитектором дореволюционного Екатеринбурга).
Источник: Образование на Урале: Материалы для учителя