управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

СМИ о нас

Детские школы искусств накануне 1 сентября обсудили проблемы и планы

31 августа в Центре культуры «Урал» состоялось расширенное совещание директоров и педагогов детских школ искусств Екатеринбурга. Посвящено оно было не только предстоящему учебному году, но и глобальным вопросам развития сферы.

Традиционно собравшихся приветствовала заместитель главы Екатеринбурга Екатерина Сибирцева. Затем с докладом «Система художественного образования Екатеринбурга: анализ актуального состояния и пространство возможностей» выступил начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Илья Марков. Он перечислил основные документы об образовании, вступившие в силу в 2021 году, и подчеркнул, что установленные ими нововведения понятны и созвучны системе художественного образования Екатеринбурга – а значит, городские школы искусств идут в ногу со временем.

Илья Николаевич напомнил о презентованном весной стратегическом проекте «АртПоколение Екатеринбург», приоритетными положениями которого являются:

  1. Укрепление и развитие инфраструктуры и материально-технической базы детских школ искусств.
  2. Расширение доступности и укрепление конкурентоспособности муниципальной системы художественного образования
  3. Кадровое обеспечение детских школ искусств
  4. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей талантливых обучающихся детских школ искусств.

Также спикер отметил, что в марте 2021 года прошла XII Открытая научно-практическая конференция в области художественного образования детей «Детская школа искусств: ТОП-формат. Новые коммуникации», итогом которой стали 72 письма с предложениями, выработанными в ходе конференции, в адрес Министерства культуры РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ и многих глав субъектов РФ. От 22 адресатов была получена обратная связь.

Решение инфраструктурных проблем

Продолжается работа по взаимодействию с застройщиками:

– проектирование специализированным застройщиком УГМК и согласование с государственной экспертизой нового здания Гимназии «Арт-Этюд» в жилом комплексе «Изумрудный бор»,

доработка проекта «Творческая академия» на территории Преображенского парка (Академический),

– готовится проект и прорабатывается вопрос выкупа в 2022 году помещений для открытия структурного подразделения Детской школы искусств №2 имени Г.С. Мосина,

– ведутся переговоры с компанией «Форум-групп» по поводу разработки технологического задания и проектирования новых площадей для Детской школы искусств №7 в микрорайоне «Солнечный»,

– разработка проекта технологического задания для новых помещений Детской школы искусств №12 на Химмаше.

Также в 2021 году совместно с Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрацией города Екатеринбурга были определены 6 земельных участков для перспективного планирования и будущего строительства новых зданий детских школ искусств. Пилотным проектом может стать строительство новых помещений Екатеринбургской детской школы искусств №11 им. Е.Ф. Светланова в Верх-Исетском районе.

Кроме того, запланированы комплексные капитальные ремонты Детской музыкальной школы №6 и Екатеринбургской детской художественной школы №3 имени А.И. Корзухина: средства на ремонт должны быть выделены в 2022 году из федерального бюджета и бюджета Свердловской области в рамках реализации федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура». Ведется работа по согласованию технических заданий для дальнейшего капитального ремонта Детской школы искусств №12, Екатеринбургской детской музыкальной школы № 12 им. С.С. Прокофьева, Детской музыкальной школы № 11 им. М. А. Балакирева, Детской музыкальной школы № 13 им. И.О. Дунаевского, Екатеринбургской детской школы искусств № 4 «АртСозвездие».

Завершается проектирование нового корпуса Детской музыкальной школы №7 имени С.В. Рахманинова; ближайшая задача – пройти согласование и государственную экспертизу, чтобы проект мог участвовать в конкурсе на право получения субсидии из областного бюджета.

Окончание 2020/2021 учебного года… и начало нового: интересные цифры

  • 1287 выпускников закончили детские школы искусств Екатеринбурга в 2021 году, из них по дополнительным предпрофессиональным программам – 807. 282 выпускника могут похвастаться дипломами с отличием.
  • Впервые все 37 школ провели итоговую аттестацию по 11 дополнительным предпрофессиональным программам.
  • 4 награды привезли ученики детских школ искусств с XX Молодежных Дельфийских игр: золото получил эстрадный хор «Happy» Детской музыкальной школы №1 имени М.П. Фролова, бронзу – Иван Жужгов (фортепиано, Детская музыкальная школа №5 имени В.В. Знаменского) и Тихон Киселев (саксофон, Детская музыкальная школа №1 имени М.П. Фролова), специальный диплом привезла Мария петрова (скрипка, Детская музыкальная школа №3 имени Д.Д. Шостаковича).
  • С 15 апреля по 15 августа 2021 года принято 8516 заявлений в детские школы искусств. Конкурс составил 6,5 человек на место!
  • С успехом прошел вернувшийся с новыми силами проект «Проведи лето с культурой!»: 9 профильных отрядов на базе городских оздоровительных лагерей для 170 учащихся, 65 летних творческих объединений для 1433 детей, 19 профильных смен для 997 учащихся в загородных и оздоровительных лагерях, 6 творческих загородных смен.

EventКластер «АртПоколение Екатеринбург»

В 2021 году 8 наиболее известных фестивальных и конкурсных проектов объединились в единый XIV Фестивальный сезон – Event-кластер «АртПоколение Екатеринбург» – 2021: «Eurasia Cantat», «Звёздный дождь», Уральский международный фестиваль имени С.С. Прокофьева, «Магия звука», «Ритм-Экспресс», «Солнечные фанфары», «Мы – вместе», «Песенные россыпи». В проектах приняли участие 1172 творческих коллектива и солиста – более 5 тысяч человек.

В конце года прошел мониторинг конкурсно-фестивальных проектов детских школ искусств: наиболее значимые из них вошли в программу XV Фестивального сезона – Event-кластер «АртПоколение Екатеринбург» – 2022.

Задачи на новый учебный год

  1. Разработка и зашита программ развития Детских школ искусств и городских ресурсных центров с учетом основых задач и показателей эффективности стратегического проекта «АртПоколение – Екатеринбург».
  2. Издание и сохранение «золотого фонда» учебно-методических пособий лучших педагогов.
  3. Мониторинг конкурсно-фестивальных проектов системы художественного образования.
  4. Работа по выявлению профессионально ориентированных обучающихся для дальнейшего кадрового обеспечения системы художественного образования.
  5. Организация курсов повышения квалификации.

Хронология событий 2021/2022 учебного года

  • Сентябрь-октябрь 2021 года – XII Открытый городской конкурс профессионального мастерства молодых педагогов «Лучший дебют».
  • 1 октября – традиционный праздник «Во славу Екатиеринбурга».
  • В осенние каникулы – V Молодежный форум «АртПоколение Екатеринбург – 300», посвященный 90-летию зарождения системы художественого образования.
  • Конец октября – начало ноября: во всех районах города пройдут концерты абонемента профессионального искусства «Брависсимо» для медицинских работников.
  • 10 декабря в Киноконцертном театре «Космос» - большое праздничное событие, посвященное 90-летию системы художественного образования Екатеринбурга.
  • 9 мая и 12 июня – на главных площадках Екатеринбурга вновь будут представлены общегородские проекты системы художественного образования.
  • Начинается активная подготовка к предстоящему 300-летию Екатеринбурга.

Следующий большой доклад «Роль городских ресурсных центров в развитии системы художественного образования Екатеринбурга» представили куратор ГРЦ «Духовые и ударные инструменты» Денис Лонговой, куратор ГРЦ «Изобразительное искусство» Надежда Веселова и куратор ГРЦ «Оркестры детских школ искусств» Илья Коптев. Каждый рассказал об успехах и планах городских ресурсных центров: знаковых проектах, конкурсах, фестивалях, курсах повышения квалификации.

С докладом о профориентации обучающихся выступила директор Детской музыкально школы № 11 имени М.А. Балакирева, руководитель городского ресурсного центра «Музыкальное искусство» Елена Батанова. Она затронула важный вопрос: на сегодняшний день ни одна школа не может быть уверена в том, будет ли ее выпускник работать в сфере художественного образования. Обучение в школе прежде всего нацелено на выбор дальнейшего образования, но не профессии: дети учатся прежде всего для того, чтобы поступить в вуз (кстати, за последние два года процент выпускников, поступивших на дальнейшую ступень профессионального образования, очень высок – 20,5%).

Спикер обозначила следующие проблемы:

– узкий профориентационный маршрут (зачастую преподаватели не видят весь спектр возможных профессий для выпускников),

– выход старшеклассников из «зоны влияния» детских школ искусств (выпуская 8-классника, ДШИ не может повлиять на выбор, который он сделает 3 года спустя),

– отсутствие необходимых специальностей в колледжах и вузах,

– недостаточное количество бюджетных мест по востребованным специальностям,

– качество педагогической практики в колледжах и вузах,

– низкая мотивация студентов к педагогической работе в ДШИ.

Тем не менее, для части этих проблем можно найти решения – и работа в этом направлении уже ведется. Так, планируется запустить информационный ресурс «Шаг в профессию», на котором будут интервью с представителями творческих профессий, навигатор по профессиям, навигатор учреждений среднего и высшего образования, тесты на профориентацию, новости от колледжей и вузов творческих специальностей. Также важно повышать качество профориентационной деятельности школ (посредством городских методических секций и городских ресурсных центров), в том числе создать городской ресурсный центр «Профориентации в сфере культуры и искусства». Проблему недостатка бюджетных мест может решить целевой прием (сейчас этот инструмент школами искусств практически не используется). Одно из ободряющих начинаний на сегодняшний день – внедрение в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусорского программ высшего образования в области эстрадно-джазового искусства, которые будут готовы принимать абитуриентов с 2022-2023 учебного года.

Неразрешимыми на сегодняшний день проблемами представляются существующая система оплаты труда и «эффективный» контракт, а также необходимость выполнять целевые показатели «дорожной карты»: зарплаты, которые сегодня возможно выплачивать молодым специалистам, совершенно не привлекательны; в то же время нет никакой возможности снизить нагрузку на возрастных преподавателей. Елена Геннадьевна видит выход в системе кураторства: часть нагрузки возрастных преподавателей передавать молодым специалистам, которым необходимо перенимать драгоценный опыт.

Последний блок расширенного совещания был посвящен официальным сайтам. Заместитель директора по развитию Детской музыкальной школы №1 имени М.П. Фролова Екатерина Нурбутова представила результаты мониторинга сайтов детских школ искусств. Согласно исследованиям, сегодня школы сталкиваются с рядом проблем: несвоевременным обновлением контента, недоступностью в информационном поле, некорректной работе сайтов в разных браузерах и мобильной версии, некорректной работе версий для слабовидящих. Также Екатерина Николаевна отметила, что только 12 из 37 сайтов детских школ искусств разработаны по индивидуальному заказу.

В перспективе необходимо модернизировать существующие сайты, расширить информационное поле, обучить администраторов сайтов и выделить дополнительные средства на цифровое развитие детских школ искусств.

Финальной точкой стала презентация официального сайта Управления культуры Администрации города Екатеринбурга. Главный редактор портала «Культура Екатеринбурга» Елена Азанова провела виртуальную экскурсию по сайту, обратила внимание на разделы, посвященные системе художественного образования Екатеринбурга – «Образование» и «Городские проекты», и пригласила коллег вместе работать над их наполнением.

Портал «Культура Екатеринбурга»

01.09.2021 , просмотров: 952