управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

СМИ о нас

Германия: взгляд изнутри

Когда-то путешествовать по Европе в поисках пищи для творческой жизни и ума было среди русской арт-богемы чем-то естественным. Известный живописец, мастер пейзажной живописи Архип КУИНДЖИ выезжал за границу с учениками — Константином БОГАЕВСКИМ, Николаем РЕРИХОМ, Вильгельмом Карлисом ПУТВИТОМ и другими.

Сегодня традиция выезжать за пределы Отчизны и собирать впечатления в альбомных листах не изжила себя: на зарубежные пленэры ездят и художники-самоучки, и независимые мастера кисти, и начинающие творцы. Этим летом на родине Иоганна ГЁТЕ, Герхарда РИХТЕРА, Пауля БАУМА и прочих немецких деятелей искусства побывали ребята из детской художественной школы № 1 им. П. П. Чистякова и детской художественной школы № 3 им. А. И. Корзухина. Из путешествия подростки привезли десятки карандашных и акварельных этюдов, а самое главное — набрались впечатлений не столько на учебный год, сколько на целую жизнь вперёд… Через пару-тройку лет они станут писать не хуже, чем, к примеру, студентка УралГАХА Ярослава НЕСТЕРЕНКО, вышедшая из стен той же ДХШ № 1. Её Германия — перед вами.

— Чем работы нашей бывшей воспитанницы отличаются от работ нынешних учеников? — Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДХШ № 1 Надежда ВЕСЕЛОВА указывает на сочную по цвету и фактуре картину. — Она смешивает краски, делает маркерные зарисовки, и рисунок в её исполнении выглядит более свободным.

У екатеринбургских мальчишек и девчонок, только ступивших на путь профессионального живописца, столь высокого знания техники для вольного выражения своей натуры нет. Пока они учатся академическому рисунку, основам композиции и правилам пропорции — ведь если не знаешь нот, импровизировать не научишься. Кредо западного джаза ребята познают на пленэрной практике в Германии. Дрезден, Лейпциг, Майссен, Пильниц, Морицбург — в маршрутном листке художников нет свободных дат и мест, каждый день пребывания наполнен если не экскурсиями по картинным галереям, музеям и сокровищницам, то рисованием с натуры. Дома, беседки, мосты, фонари — любая архитектурная форма привлекает внимание гостей из России. Городские улочки, дворы и садики постепенно перебираются из реальности на листы бумаги. «Самое сложное в рисовании с натуры — изображение архитектурных форм, — поясняет Надежда Веселова, — Но ребята не просто справились с этой рабочей задачей, но и сумели передать собственные эмоции». Вот «Дрезденские этюды» 14-летней Алёны СЕГИМОВОЙ из ДХШ № 3 просты и незамысловаты, но в акварельной прозрачности ощущаются лёгкость чистого воздуха и приятное тепло летнего солнца, нагревшего стены загородного дома. В зарисовках Ани ЧЕРЕПОВОЙ из ДХШ № 1 западноевропейский дворик предстаёт жёлто-зеленым и чётко графичным. На карандашном наброске 15-летней Марии БЛОХИНОЙ из ДХШ № 1 — коронные врата замка Цвингер, одного из самых красивых зданий старого Дрездена. В стенах старинного ансамбля расположилась дрезденская картинная галерея, где школяры тоже побывали.

Что же удивило гостей с Урала больше всего? Дружелюбность немцев. По мнению юных художников, чувствовать себя в чужой стране как дома не мешал даже языковой барьер.

— Больше всего ребят поразила Сикстинская мадонна, — рассказывает Надежда Веселова. — Масштабную картину местные мастера в честь её 500-летия обрамили в резную золочёную раму. Наших воспитанников впечатлил контраст между тяжеловесным обрамлением и лёгкостью, воздушностью и необъяснимой простотой самой Божией Матери.

Из Германии, ставшей приютом и убежищем для многих ищущих творцов, екатеринбуржцы привезли главное правило искусства: «Всё гениальное просто». А рамы — лишь сменный аксессуар к подлинным шедеврам.

Прямая речь

Работа на перспективу

Директор ДХШ № 1 им. П. П. Чистякова Елена РОГОЗИНА:

—Выезд на заграничный пленэр дал ребятам возможность приоткрыть для себя двери не только в географическом, но и в культурном плане. Они перестали бояться дальних выездов, чужеродной языковой среды, иной культурной атмосферы. Это путешествие даже если и не дало каких-то учебных результатов, то стало для начинающих художников хорошей основой для долгосрочной перспективы. Впечатления, которые ребята получили во время поездки, сыграли роль брошенного в воду камня. Задействованы эмоционально оказались и родители, которые встречали обновлённых детей, и те, кому не удалось поехать. Путешествие стало огромным стимулом не только к самостоятельному знакомству с западной культурой.

Кстати

Проект летнего выездного пленэра в Германии и выставка «Саксонская сага: Германия с натуры» состоялись благодаря деятельности городского ресурсного центра «Изобразительное искусство» на базе ДХШ № 1 в рамках Международного образовательного проекта «Творческая школа для одарённых детей «АртПоколение 2012: Россия — Германия» при поддержке управления культуры администрации города и Генерального консульства Германии в Екатеринбурге.

Выставки проходят в ДХШ № 1 (ул. Карла Либкнехта, 2) каждый месяц. Нынешняя будет работать до 2 ноября, а после разместится на площадке Библиотеки главы Екатеринбурга (ул. Мамина-Сибиряка, 193).

Газета "Вечерний Екатеринбург"

21.10.2014 , просмотров: 2000