управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

СМИ о нас

Екатеринбургский пульс: искусство для детей и юношества

Предлагаем вам ознакомиться со следующей статьей в рамках исследования культурной среды Екатеринбурга «Екатеринбургский пульс» – «Искусство для детей и юношества». Автор материала – Мария Кубланова, продюсер, руководитель более 30 масштабных театральных и фестивальных проектов в Москве и Санкт-Петербурге. Экспертом выступила Елена Васильченко, кандидат философских наук, один из основателей и бывший первый проректор Екатеринбургской академии современного искусства, ныне руководитель Научно-методического центра при Управлении культуры Администрации города Екатеринбурга.

Напоминаем, что у вас есть возможность высказать экспертам исследования свои мысли, идеи, вопросы и предложения по «Екатеринбургскому пульсу». Присылайте их на почту news.culture@mail.ru или оставляйте комментарии к постам в наших соцсетях в Вконтакте и Фейсбуке.

Искусство, творческие активности для детей в городе-миллионнике – тема очень объемная. В большинстве культурных и досуговых институций, государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих есть программы для детей – с разным масштабом, творческими ресурсами и амбициями, количественными показателями и т.д. Досуговые центры, детские комнаты в торговых центрах и ресторанах, детские сады с творческим уклоном также участвуют в создании среды, в которой растут дети.

К основным функциям искусства для детей можно отнести:
- эстетическое воспитание – формирование художественного вкуса, воспитание зрителя;
- социальная адаптация – искусство как источник знаний о том, как устроены мир, общество, отношения между людьми в той или иной культуре;
- ценностное ориентирование – формирование основной ценностной базы, определяющей взгляд на мир и поведение ребенка в будущем.

При рассмотрении темы следует учитывать значимость как искусства для детей, так и искусства детей. Важно отметить, что детское искусство парадоксальным образом является часто «прото-актуальным», «прото-авангардным», оно предвосхищает развитие искусства, формирует будущие тренды. Когда 20- – 30-летние хипстеры смотрят на творчество 12-летних детей, то это и мощный социальный фактор – основа для счастья и гармонии поколений, и фактор эстетический – они чувствуют, видят новые тренды, а, следовательно, это позволяет избежать будущих конфликтов и напряжений…

Таким образом, искусство, творчество играют активную роль в формировании сознания, личности детей, влияют на ценности поколения, участвуют в рождении того самого креативного класса, который в конечном итоге играет ключевую роль в развитии города. Тем важнее планомерная и качественная работа в сфере искусства для детей.

Искусство для детей в Екатеринбурге

Даже поверхностный взгляд на открытые источники, в частности, сайт Управления культуры Администрации города Екатеринбурга (культура.екатеринбург.рф), дает ясное понимание, что искусство для детей – один из приоритетов для городской культурной политики. Управление культуры инициирует и поддерживает большое количество событий (конкурсов, фестивалей, конференций, творческих лабораторий и т.д.), направленных на развитие этой сферы. Это и презентационные проекты, и проекты, направленные на развитие профессиональной коммуникации внутри отрасли, и проекты с мотивационной составляющей и т.д.

Система художественного образования, система культурных институций, ориентированных на детскую аудиторию, – предмет гордости городских властей.

В Екатеринбурге около 50 театров и театральных студий (из них 17 театров, ориентированных на детей, 9 театров, где среди артистов – дети, 9 молодежных театров), свыше 40 библиотек, более 80 музеев и художественных галерей, около 200 организаций, реализующих детские образовательные программы в области культуры и искусства, в числе которых 37 муниципальных детских школ искусств. В Екатеринбурге есть цирк и зоопарк, две филармонии, одна из которых – детская, множество концертных и выставочных площадок.

Даже количественные характеристики уже позиционируют Екатеринбург как лидера в России (о качественных мы будем говорить ниже).

Дети составляют значительную часть аудитории не только профильных институций, работающих преимущественно с детьми (таких как, например, ТЮЗ, Театр кукол), но и учреждений, ориентированных прежде всего на взрослых (см. Таблицу 1). Таблица 1.

Количество посетителей и соотношение взрослые – дети в крупнейших институциях Екатеринбурга в год (данные 2017 года).

С детьми, как уже говорилось выше, работают не только государственные институции. Коммерческий сектор также очень велик. Так, портал Zoon дает информацию о 73 развлекательных центрах для детей: это кибер-парки, боулинги, «Маугли-парк», детские квесты, jungle-парки, спортивно-оздоровительные центры, шахматные клубы, Lego-центры и т.д. Во многих из этих центров есть программы и творческие активности, так или иначе связанные с искусством для детей. В большом количестве кафе Екатеринбурга есть регулярные детские программы: научные шоу, мастер-классы, спектакли, чтение сказок и т.д.

Ежегодно в Екатеринбурге проходит более 50 фестивалей и конкурсов для детей или при участии детей, в том числе крупные смотры, такие как широкомасштабный проект «Открытый Форум юных дарований в сфере культуры и искусства «АртПоколение Екатеринбург». Дети – непосредственные участники и других ежегодных городских культурных проектов: «Ночь музеев», «День города», «Мобильный культурный центр», «Проведи лето с культурой!», «Мы внуки твои, Победа!» и многих других.

Вывод очевиден: конкуренция за внимание детей и их родителей огромная. И главный вопрос – творческое качество проектов, профессиональная экспертиза, которая давала бы родителям возможность сориентироваться в этом море предложений и сделать выбор для своих детей.

Масштаб темы не дает возможности в рамках данного исследования подробно проанализировать каждую институцию или проект. Однако анализ ситуации в сфере искусства для детей в Екатеринбурге позволяет выделить ряд основных отличительных черт, особенностей, тенденций, флагманских проектов.

Основные особенности системы искусства для детей в Екатеринбурге. 
Флагманские проекты Система художественного образования детей (детские школы искусств) 

Можно смело говорить об уникальности системы детского художественного образования в Екатеринбурге, которому уделяется серьезное внимание властями города.

Помимо образовательной составляющей детские школы искусств (ДШИ) выполняют все три основные функции искусства для детей – это и художественное, эстетическое воспитание, и социальная адаптация, и ценностное ориентирование учащихся. Не все выпускники детских школ искусств становятся профессиональными художниками, музыкантами, артистами, но все обладают самостоятельным творческим мышлением, приобретают навыки требовательного, тонко чувствующего искусство зрителя.

Сравнение систем школ искусств городов-миллионников (Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Пермь) показывает устойчивые позиции Екатеринбурга в этой сфере.

1. Екатеринбург занимает второе место после Казани по количеству детских школ искусств (см. Таблицу 2).

2. Екатеринбург также второй по числу детей, занятых в системе детского художественного образования (см. Таблицу 3). Причем, если по количеству школ, например, Екатеринбург и Новосибирск не столь далеко ушли друг от друга (в Екатеринбурге – 37, в Новосибирске – 36), то по количеству детей, посещающих эти школы, Екатеринбург – явный лидер (в Екатеринбурге – 19000 детей или 1 ребенок на 79 горожан, в Новосибирске – 17227 детей или 1 ребенок на 94,6 человек населения города) и т.д. Статистика говорит сама за себя.

3. Екатеринбург – абсолютный лидер по количеству победителей крупных международных и российских конкурсов, лауреатов премий за последние 5 лет (см. Таблицу 4).

4. В Екатеринбурге работает уникальная по своему формату школа – гимназия «Арт-Этюд». Это фактически культурно-образовательный кластер, организм, который совмещает общеобразовательную программу и программу школы искусств. Подобных школ в сравниваемых городах-миллионниках нет, как и вообще в России (можно привести только один подобный пример – школу «Класс-центр» под руководством С.З. Казарновского в Москве).

Таблица 2. Количество детских школ искусств (данные 2018 года).

Таблица 3. Число детей в системе художественного образования (данные 2018 года).

Таблица 4. Статистика по количеству победителей крупных российских конкурсов за последние 5 лет.

К безусловным достоинствам системы относится централизованная планомерная методическая работа. В городе создано 13 Городских ресурсных центров по разным направлениям художественного образования. Научно-методическим центром разработана серия электронных программных продуктов, позволяющих существенно облегчить организацию образовательного процесса.

Кроме того, город создал мощную систему для профессионального общения. Традиционным стало проведение всероссийских, региональных и городских конференций. В 2018 году XI Всероссийская научно-практическая конференция «Детская школа искусств: Топ-формат» собрала более 300 участников из 26 регионов России и получила широкий резонанс в профессиональном сообществе.

Что можно отнести к минусам системы художественного образования детей?

Закрытость: при огромном количестве событий и мероприятий внутри системы очень мало примеров творческого взаимодействия детских школ искусств с другими культурными институциями города и широким (не ограниченным родителями) кругом населения.

Очень мало информации о проектах и достижениях детских школ искусств в медийном пространстве города (см. Таблицу 5).

Недостаток молодых кадров. По статистике не более 4% выпускников творческих вузов приходят в систему художественного образования. Это говорит о том, что на данный момент работа в системе – удел мэтров и увлеченных энтузиастов, что условия для привлечения новых профессиональных кадров не созданы.

Несмотря на предпринимаемые усилия, методическая база на сегодняшний день довольно слабая. Большинство методик, используемых в школах, – уникальные, авторские, не описанные и не изданные, а, следовательно, уходящие вместе со своими авторами. Необходимо осмысление методологических подходов. Очень важно продолжать работу, которую начал Научно-методический центр и усиливать работу Городских ресурсных центров.

Слабая материально-техническая база. Большинство детских школ искусств не имеют специализированных зданий и современного оснащения.

Очень низкий уровень всего, что касается дизайна помещений, навигации, дизайна информационных ресурсов (если они есть).

Таблица 5. Справка по информационным порталам Екатеринбурга (присутствие информации о событиях для детей, в том числе событиях, организованных школами искусств).

Театральная традиция 

Екатеринбург исторически – один из российских лидеров в сфере театра для детей. Как уже отмечалось, в городе 17 театров ориентированы на юного зрителя. Кроме того, из пяти муниципальных театров три – детские: Екатеринбургский театр кукол, театр балета «Щелкунчик» и Екатеринбургский театр юного зрителя.

Отметим, что театры города ведут довольно активную фестивальную жизнь. Безусловным лидером в этой сфере является театр кукол. За последние 5 лет (2013-2018 гг.) ТЮЗ принял участие в 18 фестивалях, театр балета «Щелкунчик» – в 15 фестивалях, театр кукол – в 53 фестивалях.

Екатеринбургский театр кукол известен в России и как мощный творческий организм и как фестивальный центр, в том числе благодаря уважаемому профессиональным сообществом фестивалю «Петрушка Великий». Кукольный театр успешно развивается, но и проблем немало. Во многом они связаны с конкуренцией с коммерческими институциями (например, с детскими программами торговых центров), плохо развитым взаимодействием со школами (обсуждения, театральные уроки, совместные проекты – редкость) и т.д. В творческом плане руководство театра в последнее время часто сталкивается с запросом на «милое и симпатичное» – родители не всегда за то, чтобы с детьми разговаривали в театре на серьезные темы. Надо сказать, что в европейских странах (например, в Швейцарии, в Германии и т.д.), где сокращается доля государственного финансирования театров, а, следовательно, увеличивается зависимость театра от сбора, – похожая ситуация.

Легендарный екатеринбургский ТЮЗ, связанный с именами Анатолия Праудина, Вячеслава Кокорина, сейчас переживает не самый простой период. Несмотря на большую репертуарную активность, творчески театру требуется рост и развитие. Руководство театра это осознает и работает в этом направлении.

В Екатеринбурге находится уникальный театр балета «Щелкунчик». Это репертуарный театр, который живет и работает по всем его законам, однако артисты – дети. Они получают в театре классическое хореографическое (балетное) образование и одновременно участвуют в постановках на регулярной основе. Подобных «Щелкунчику» театров в России почти нет, из самых известных: Самарское муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара «Детский музыкальный театр «Задумка»; Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Балашиха «Музыкальный театр юного актера «Орфей».

В Екатеринбурге результативно работает Детская филармония. Этот факт сам по себе – очень большой козырь. В России детские филармонии есть еще только в четырех городах: Махачкала, Киров, Волгоград, Уфа. Детская филармония проводит активную репертуарную политику, организует большое количество событий и мероприятий, ведет образовательную деятельность.

Театр для детей в городе активно развивается. Успешно работают с детской аудиторией «Коляда-Театр» и Камерный театр Объединенного музея писателей Урала. Спектакли для детей входят в репертуар Свердловского театра музыкальной комедии и недавно появились в Театре оперы и балета, где их долгое время не было. Театр современной хореографии («Провинциальные танцы») также включил в свой репертуар спектакли для детей. В 2014 году в Екатеринбурге открылся «Живой театр» – интерактивный камерный музыкальный театр Александра Пантыкина, основные зрители которого – дети. Другие частные театры города также имеют широкий детский репертуар.

Проблемы и сложности театров Екатеринбурга те же, что и у многих других театров России, ориентированных на детскую аудиторию: дефицит качественного современного драматургического материала, дефицит кадров, необходимость в повышении престижа профессии. Дизайн информационных ресурсов театров (сайты, соцсети, рекламно-полиграфическая продукция и т.д.), за редким исключением, оставляет желать лучшего.

Музейные программы для детей

Согласно статистике, приведенной в Таблице 1, более половины посетителей музеев Екатеринбурга – дети. Прежде всего, это школьники, которые приходят в музей на экскурсии. В то же время в ряде городских музеев созданы детские центры, где представлены разнообразные познавательные и творческие программы для детей.

Детским центром Екатеринбургского музея изобразительных искусств в течение многих лет реализуется многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», разработанная сотрудниками Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея. Программа ориентирована на детей разных возрастных групп – от дошкольников до выпускников школ. В Детском центре работает уникальная студия «Маленький творец», где учатся понимать, чувствовать и создавать искусство как самые маленькие – двух- и трехлетки, так и будущие первоклассники. Студией проводятся выставки детского творчества, в том числе тематические, например, «Музеи будущего». Шесть лет назад музеем создан особенный проект – «Искусство против рака». В рамках проекта еженедельно проводятся творческие занятия в детском онкологическом центре, а ежегодно – благотворительная акция «Юный благотворитель. Ангел надежды», во время которой рисунки и фигурки ангелов, сделанные в Детском центре музея, дарятся больным детям в канун Рождества. Екатеринбургский музей изобразительных искусств имеет богатый опыт работы с детьми, который необходимо широко транслировать. Однако на сегодняшний день отраслевое сотрудничество практически отсутствует. Есть потребность в создании сообщества, в стимулировании профессионального обмена опытом и идеями.

В Музее истории Екатеринбурга также есть Детский центр. Для детской аудитории музеем адаптированы выставки, разработан цикл программ («Город раскрывает свои тайны», «Топонимика», «История простых вещей»), на каждую из которых посетители могут приобрести абонемент. В рамках программы «Прогулка с музеем» дети знакомятся с главными достопримечательностями города, «Клуб музейных путешественников» дает возможность изучить работу трамвайного депо или главпочтамта. В последние два года музей проводит Детский исторический фестиваль: дети ходят по важным городским историческим маршрутам, принимают участие в исторических играх и квестах, шьют исторические костюмы, отмечают день рождения Водонапорной башни (один из символов Екатеринбурга). В музее работает Клуб семейного чтения, в кофейне музея проходят занятия по кулинарии для детей и их родителей, связанные с историей города. Музеем подготовлена специальная программа для детских садов: поскольку маленьких детей вывезти в музей трудно, специалисты сами приезжают к ним и работают непосредственно на площадках. Музей разработал ряд специальных программ и для школ, однако сотрудничество со школой сталкивается с большим количеством затруднений: учителя загружены, возможности для транспортировки детей ограничены, педагоги не готовы тратить свое свободное время на то, чтобы привести детей в музей. Поэтому в основном музей работает с группами, которые организуются самостоятельно. Развитию школьных программ в перспективе может способствовать созданный информационно-методический совет, в который вошли представители музеев и общеобразовательных школ.

 

Ельцин Центр, открытый в Екатеринбурге три года назад, активно развивается как культурно-образовательное пространство. Если в начале работы Ельцин Центра 70% посетителей интересовали исключительно экскурсии, то сейчас статистика изменилась: 82% гостей приходит не на экскурсии, а на различные культурные и образовательные мероприятия. Многообразие детских просветительных программ демонстрирует Музей Б Н. Ельцина, который сегодня содержательно становится музеем современной истории России. Дети, находясь в музее, могут посетить интерактивную выставку, посвященную конституции России, или познакомиться с другими темами и событиями, которые повлияли и продолжают влиять на их жизнь здесь и сейчас. Надо сказать, что для детей посещение Ельцин Центра – это, помимо прочего, возможность побывать в уникальном по своему исполнению мультимедийном музее. Другие площадки Ельцин Центра предлагают детям принять участие в квестах и поучительных играх, посетить разнообразные мастер-классы, посмотреть театральные постановки и поучаствовать в них, освоить иностранные языки, познать науки и многое другое.

Программы для детей есть и в Уральском филиале ГЦСИ-РОСИЗО в рамках проекта «ГЦСИ детям!». Они включают краткосрочные курсы и творческую студию, а также экскурсии, адаптированные для детей.

Исторический парк «Россия – Моя история. Свердловская область» представляет детские программы – показы мультфильмов, экскурсии.

В других музеях Екатеринбурга дети тоже частые гости.

Музейное объединение «Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера», имеющее в Екатеринбурге девять музеев, также предлагает горожанам множество проектов для детей.

Международный мультикультурный проект «Ночь музеев» – ежегодная акция, проводимая в Екатеринбурге (в 2019 году – уже тринадцатая), – всегда предлагает специальные познавательные и развлекательные программы для юных горожан от двух лет. В дневное время акции все музеи и выставочные площадки города (муниципальные, государственные, частные) бесплатно проводят для маленьких посетителей экскурсии, квесты, мастер-классы, театрализованные представления и многое другое.

Основной тенденцией, которую можно отметить в музейной деятельности, адресованной детям, – запрос на интерактивность. Большинство экспертов детских центров музеев отмечают, что наибольший интерес вызывают программы, где между преподавателем (экскурсоводом) и аудиторией есть диалог, взаимодействие.

Среди основных проблем, упоминаемых экспертами, – недостаточно развитое взаимодействие со школами, дефицит профессионального общения, возможностей для нетворкинга, жесткость музейных правил, которые не всегда позволяют готовить полноценные программы для самых маленьких зрителей (например, запрет на тактильность – «экспонаты не трогать»!).

Креативный кластер Свердловской киностудии

Если в Екатеринбурге и есть креативный кластер, он расположен на территории Свердловской киностудии. Для детей здесь работает Школа кино, где они могут обучиться актерскому мастерству, навыкам ведущего, узнать, как снимается анимационное, художественное и документальное кино, познакомиться с принципами создания и функционирования гейм-индустрии. Школа кино – коммерческий проект, лишенный государственного финансирования, и это сразу отражается на ее активности в Интернете. У школы посещаемые соцсети: ВКонтакте – почти 18000 подписчиков. Для сравнения: у Музея истории Екатеринбурга – 6000 подписчиков, у Музея изобразительных искусств – 7200 подписчиков, у Екатеринбургского театра кукол – 3000 подписчиков, у Екатеринбургского ТЮЗа – 3500 подписчиков.

Традиция чтения

В библиотечной системе Екатеринбурга есть ряд детских библиотек, проектов и программ для детей, подростков и их родителей. Так, например, в Муниципальном объединении библиотек представлен проект «Семья.ru» с программами «Детский дворик» (детские развивающие игры, конкурсы, подборки книг) и «Родительская беседка» (советы и статьи для мам, пап и детей, стихи и сказки для малышей, консультации психологов, рекомендации по подготовке к школе, советы о том, как читать и что читать с ребенком). Судя по впечатляющему количеству посещений (41% посетителей библиотек – дети), эти программы востребованы. В городе работает специализированная Свердловская областная библиотека для детей и молодежи имени В.П. Крапивина, несколько муниципальных библиотек также ориентированы, прежде всего, на детей.

Помимо библиотек, большую «литературную» работу с детьми ведет Объединенный музей писателей Урала. У музея большое количество различных интерактивных семейных программ, проводятся экскурсии, лекции, тематические литературные, исторические и этнографические праздники, игры, работает виртуальный музей живой книги и т.д.

Зоопарк

Зоопарк Екатеринбурга – гордость города. Прежде всего, благодаря разнообразию видов, которые в нем представлены, и отношению к животным. В Екатеринбургском зоопарке животные размножаются в неволе, а это показатель успешности учреждения и профессионализма его руководителей. Из 700000 посетителей зоопарка в год две третьих – дети. В учреждении действуют различные социальные программы, в рамках которых некоторые дети посещают зоопарк бесплатно. Зоопарк предлагает детям множество образовательных, просветительных и анималотерапевтических проектов. Последние представлены в контактном зоопарке. Среди участников этих проектов слепые и слабовидящие дети, которым предлагается посетить специально разработанные занятия и расширить знание о мире через контакт с животными.

Рекомендации

Сохранение и развитие уникальной системы художественного образования детей. Эта система может стать частью бренда Екатеринбурга, ресурсом для укрепления его образа как города, комфортного для жизни. Важно продолжать начатую Управлением культуры работу по созданию культурно-образовательных кластеров на базе детских школ искусств. Необходимо новое позиционирование этой уникальной системы. Она должна стать достопримечательностью, визитной карточкой города, о которой знают во всей стране.

Формирование партнерских программ между различными культурными институциями, ориентированными на юных посетителей, в частности между детскими школами искусств и другими организациями культуры. Необходимо создать условия для зарождения и реализации программ сотрудничества, поддерживать инициативы в этом направлении.

Создание новых и усиление существующих медиаресурсов:
- создание информационного корпоративного портала, обеспечивающего возможность профессионального общения, повышения квалификации, обмена методиками и практиками и т.д.;
- создание медиаресурса, адресованного широкой аудитории и позволяющего получать полную и актуальную информацию о главных событиях в сфере искусства для детей;
- усиление присутствия в рейтинговых городских медиа, способных на системное и глубокое освещение культурных событий для детей и при участии детей (таких как, например, Znak.com).

Инициирование масштабных городских событий с региональным, российским и международным участием:

- открытого фестиваля для всех желающих, например, «Екатеринбург – город детства», когда на всевозможных площадках города проходят мероприятия, ориентированные на юного зрителя;

- фестиваля с жестким экспертным отбором по разным жанрам искусства для детей.

Инициирование дизайн-революции и формирование дизайн-регламента в качестве приоритетного направления деятельности для культурных институций, работающих с детской аудиторией. Учитывая, что одна из функций искусства – формирование вкуса, эстетическое воспитание, внешний вид помещений, дизайн информационных ресурсов очень важны. Создание дизайн-регламента может стать одним из социальных проектов флагманских дизайн-студий города.

Управление культуры Администрации Екатеринбурга

30.01.2019 , просмотров: 2108