управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

СМИ о нас

Система художественного образования Екатеринбурга: уникальность, проблемы и вызовы

Редакция сайта культура.екатеринбург.рф довольно часто беседует с директорами школ искусств. Чаще всего предметом разговора становятся достаточно глобальные вопросы воспитания: в беседах мы рассуждаем о миссии дополнительного художественного образования, о призвании преподавателя, о роли искусства в жизни и воспитании маленького человека. И редко, когда разговор заходит о проблемах самих школ – такая тема требует куда более полного и глубокого погружения. Однако начался новый учебный год – чем не повод наконец попытаться разобраться, чем живут сегодня детские школы искусств, какие проблемы их волнуют, какие задачи они перед собой ставят и в чем видят свою уникальность?

Художественное образование в России: актуальные проблемы

Поводом для обращения к этой теме стало не только начало учебного года, но и доклад начальника Управления культуры администрации города Екатеринбурга Татьяны Львовны Ярошевской «Система художественного образования города Екатеринбурга: традиции и инновации», который прозвучал 28 августа 2018 года на традиционном расширенном совещании педагогических и руководящих работников детских школ искусств города Екатеринбурга.

Мы обратились к экспертам – директорам школ искусств Екатеринбурга Елене Евгеньевне Бартновской, Владимиру Владимировичу Бутакову, Наталии Андреевне Зворской, Илье Владимировичу Коптеву, руководителю Научно-методического центра Елене Анатольевне Васильченко, ректору Екатеринбургской академии современного искусства Инне Анатольевне Ахьямовой, главному специалисту Управления культуры Администрации города Екатеринбурга по художественному образованию Ольге Михайловне Шелеповой, а также музыковеду, кандидату искусствоведения, заместителю директора Екатеринбургской детской школы искусств №2 Зарине Мухриддиновне Денисовой – и попросили их назвать основные проблемы, актуальные сегодня для сферы художественного образования в России.

Списки получились весьма обширными и, как и следовало ожидать, во многом мнения оказались схожими. Практически каждый опрашиваемый, говоря об общероссийских проблемах, первой называл сохранение традиций и развитие системы художественного образования. Так, в Резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Семья – Родина ребенка», прошедшей в Москве в июне 2018 года, отмечено следующее: «Вследствие чрезмерного увлечения детьми и подростками продуктами цифровых технологий происходит вытеснение живого человеческого общения и значительное ослабление традиционных связей и отношений в системе Ребенок – Родитель – Учитель». Также в Резолюции говорится о том, что внедрение в систему художественного образования вульгарно применяемых рыночных механизмов (услуга, спрос, рентабельность) приводит к искажению целей и возможностей духовно-нравственного воспитания детей и подростков.

Также были названы следующие проблемы:

необходимость повышения статуса детского художественного образования, повышения его роли в гуманистическом образовании и особенно в воспитании детей. Вновь сошлемся на Резолюцию, в которой говорится, что часто непродуманная и несбалансированная интенсификация нагрузки детей в общеобразовательной школе (при доминирующем развитии левого полушария головного мозга) порождает неврозы, депрессии и иные психологические перегрузки молодого поколения. В правом полушарии мозга закладывается основа творческого мышления, интуиции, воображения, чувство юмора. Занятия искусством эффективно способствуют развитию правого полушария. Только при сохранении необходимого баланса в развитии полушарий мозга, достигается синергетический эффект творческой работы интеллекта, позволяющий ребенку добиваться высоких результатов в любом виде деятельности;

отсутствие эффективной системы обновления образовательных услуг с учетом инноваций в современном российском образовании;

старение кадрового состава, консервативность кадров;

недостаток финансирования, устаревшая имущественная база (здания) и материально-техническая база учреждений. Как следствие, отсутствие средств на приобретение современного оборудования, что не позволяет развивать новые направления деятельности.

«Игнорировать экономику невозможно: она диктует свои законы, — комментирует ректор Екатеринбургской академии современного искусства Инна Ахьямова. — Государство активно стремилось к увеличению числа детей, но, увеличивая количество общеобразовательных школ, не позаботилось о росте мест и площадей в учреждениях художественного образования. Тем самым мы закрываем глаза на то, что ребенок в первую очередь нуждается в гармоничном эмоциональном развитии, которое дает именно художественное образование – а затем, созревая в свое время, он будет легко постигать все премудрости общеобразовательных школ».

Не будем подробно останавливаться на каждой из вышеперечисленных проблем, тем более что большая часть списка актуальна не только для российской, но и для екатеринбургской системы художественного образования. Однако прежде чем перейти к рассмотрению актуальных для Екатеринбурга проблем, поближе познакомимся с системой художественного образования столицы Урала.

Художественное образование Екатеринбурга: системность как уникальная черта

Начнем с небольшого экскурса, предоставленного музыковедом, кандидатом искусствоведения, заместителем директора Екатеринбургской детской школы искусств № 2 Зариной Денисовой:

«Модель системы художественного образования в России — единственная и неповторимая. Она сложилась в начале XX века и отличается фундаментальностью, масштабностью. Быть может, поэтому в нашей стране такое невероятное количество гениальных композиторов, уникальных исполнителей, самобытных коллективов, выдающихся дирижеров, талант которых признан во всем мире. Все они, так или иначе, прошли через систему художественного образования. Система дополнительного образования Екатеринбурга представляет яркий пример сохранения и развития этой всероссийской модели. Сегодняшнее ее состояние подтверждает утверждение, что система дополнительного образования Екатеринбурга — это определенный историко-культурный процесс, имеющий не только организационно-институциональную сторону, но и внутреннюю сторону – содержательную. При этом каждая из них имеет свои неповторимые очертания».

Вглядимся же в эти очертания. И увидим, что все без исключения наши эксперты в первую очередь настаивают на системности как уникальной черте екатеринбургского художественного образования. «Под системностью мы понимаем как системный подход к формированию образовательного процесса, так и некую общность, сплоченность, — поясняет главный специалист Управления культуры по художественному образованию Ольга Шелепова. — Наши школы не живут сами по себе: мы обсуждаем актуальные вопросы, если возникает проблема – она не решается в одиночку, мы выносим ее на обсуждение и общими силами находим решение. Очень важно, что школы могут искать и находить поддержку друг у друга».

Эта позиция находит подтверждение в словах директоров школ. «Наши школы – не сами по себе: они являются частью системы, играют в ней определенную роль, являются ее уникальной, самобытной частью, поддерживаются и оцениваются системой. Такая форма работы обеспечивает эффективность деятельности и результаты», — отмечает директор Екатеринбургской детской школы искусств № 4 «АртСозвездие» Владимир Бутаков. Директор Детской музыкальной школы № 1 имени М.П. Фролова Наталия Зворская в свою очередь видит преимущество системного подхода в нацеленности на перспективу, отмечая, что, будучи масштабным мегапроектом Управления культуры, который спланирован на десятилетия вперед, система художественного образования Екатеринбурга отличается тем, что в ее рамках все четко выполняется, анализируется, обобщается, модернизируется в соответствии с актуальностью современной действительности. Таким образом, школы устремлены в будущее, но сохраняют традиции великого прошлого.

Отличиями системы художественного образования Екатеринбурга эксперты также называют качество, объем и многообразие творческой и научно-методической деятельности, гибкость, мобильность и адаптивность (способность подстраиваться под потребителя), знание законодательной базы. «Школы Екатеринбурга ушли на несколько шагов вперед в части оформления учебной документации, — подчеркивает директор Детской музыкальной школы № 7 имени С.В. Рахманинова Елена Бартновская. — Мы разительно отличаемся в вопросах организации творческих проектов. Когда приезжаем в Суздаль, Ярославль, Челябинск, Великий Новгород, Петрозаводск и другие города, то видим, что их уровень остался для нас далеко в прошлом: мы уже разучились так работать».

Уникальная система со всеми вышеперечисленными чертами сложилась не в один день. По словам руководителя научно-методического центра Елены Анатольевны Васильченко, взлет развития системы начался в 2005 году, когда в Управление культуры Администрации города Екатеринбурга пришла нынешняя команда. Принципиальное значение для создания модели системы художественного образования имела программа «Талантливые дети – талантливый город», реализованная в 2007-2010 годах. Именно в рамках данной программы был осуществлен ряд инновационных управленческих мер, послуживших основанием для зарождения в художественном образовании Екатеринбурга системы традиций нового формата: были созданы городские ресурсные центры, курирующие направления художественного образования, получили старт следующие широкомасштабные проекты, ставшие впоследствии традиционными — ежегодный мониторинг качества художественного образования детей, научно-практическая конференция в области художественного образования детей «АртЕкатеринбург», системный проект «Открытый Форум юных дарований в сфере культуры и искусства «АртПоколение Екатеринбург», Екатеринбургский абонемент «Волшебная сила искусства».

В 2010 году результаты работы системы художественного образования Екатеринбурга были отмечены на Всероссийском профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании» и система получила звание «Жемчужина Российского образования». Программа была пролонгирована и получила статус долгосрочной Целевой программы «Талантливые дети – талантливый город» на 2012 – 2014 годы. «К моменту утверждения федерального Плана реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы в Екатеринбурге сложилась эффективная сбалансированная система художественного образования детей. Многие из предложенных в федеральном документе мероприятия уже были реализованы Екатеринбургом. Еще раз стало очевидно, что Екатеринбург – один из самых амбициозных и успешных муниципалитетов России, в котором созданы максимальные условия для качественной организации дополнительного образования в сфере культуры и искусств, а екатеринбургская муниципальная модель художественного образования является лидером на российском уровне», — отмечает Елена Васильченко.

Художественное образование Екатеринбурга: проблемы и надежды

Будучи ярким примером сохранения и развития всероссийской модели системы художественного образования, Екатеринбург неизбежно «наследует» общероссийские проблемы, о которых шла речь в начале данного текста. Рассмотрим их более тщательно и обратим внимание на локальную специфику.

Так, отсутствие достаточных площадей и недостаточное количество учреждений дополнительного художественного образования в Екатеринбурге, недостаток финансирования, устаревшая материально-техническая база – существенные проблемы, волнующие сегодня директоров школ искусств Екатеринбурга.

Одно из ключевых несоответствий состоит в том, что на сегодняшний день художественное образование в Екатеринбурге пользуется невероятным спросом, все больше родителей стремится отдать своих детей в школу искусств. Учреждения делают все, что от них зависит, чтобы при таком спросе не страдало качество учебного процесса, однако сегодня как никогда требуется строительство новых зданий и планирование новых площадей для учебных заведений дополнительного образования. Решение данной задачи обеспечило бы значительный скачок в развитии городского культурного пространства, ведь ученик системы художественного образования – это будущий успешный выпускник вуза и, в дальнейшем, социально активный житель своего города.

«К сожалению, бытие во многом определяет сознание... Нехватка помещений является во многом сдерживающим фактором в нашем дальнейшем развитии, — подчеркивает Владимир Бутаков. — При наличии больших концертных коллективов у нас нет своей сцены, нет специально оборудованных классов для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Наш инвестиционный проект по созданию на базе школы Центра по обучению детей-инвалидов «Здравствуй, Человек!» не нашел пока ответного отклика... А ведь это нужнейшая работа и хотелось бы здесь ощущать поддержку, иначе нас опередят другие».

Солидарны с ним и другие опрошенные нами директора – Елена Бартновская, Наталия Зворская, директор Екатеринбургской детской музыкальной школы № 12 имени С.С. Прокофьева Илья Коптев: они мечтают о том, что у них, как и в новых общеобразовательных школах, когда-нибудь будут светлые, просторные, комфортные для детей и преподавателей помещения.

Несмотря на глобальность проблемы, надежда на ее решение все же есть. Так, Зарина Денисова и ее коллеги отмечают активную позицию в этом вопросе Управления культуры Администрации города Екатеринбурга. Например, благодаря усилиям учредителя, в ЕДШИ № 2 появился концертный зал, широкие хореографические залы, просторные классы для музыкантов и художников, грамотно спланированная инфраструктура для детей-инвалидов и многое другое. Солидарна с Зариной Денисовой и Инна Ахьямова: «Государство состоит из конкретных городов, конкретного руководства. У нас в Екатеринбурге есть инициативные чиновники, которые заинтересованы в решении вопроса нехватки площадей – их активная позиция позволяет постепенно решать эту проблему».

Не менее волнующий вопрос – продвижение системы художественного образования, создание положительного имиджа, формирование определенного отношения со стороны общества. «Сегодня мы очень часто сталкиваемся с тем, что родители считают дополнительное образование «кружком», не понимая, насколько художественное образование важно для формирования личности ребенка», — отмечает Ольга Шелепова. Ольга Михайловна также обращает наше внимание, что новости учреждений дополнительного образования практически отсутствуют в повестке дня: СМИ зачастую отдают предпочтение негативным новостям, их мало интересуют события из жизни школ. Возможно, причина в том, что у средств массовой информации и системы художественного образования до сих пор не выстроены взаимоотношения, однако работа в этом направлении уже ведется: так, представители СМИ будут приглашены к участию в XI Всероссийской научно-практической конференции в области художественного образования детей «Детская школа искусств – ТОП-формат», которая состоится в Екатеринбурге 8-9 ноября этого года, а одной из ключевых тем конференции является «Продвижение»: позиционирование ДШИ как государственного приоритета, СМИ и ДШИ: перспективы сотрудничества, ДШИ как уникальная институция в системе дополнительного образования: путь повышения репутации в обществе.

В необходимости популяризации системы художественного образования одинаково убеждены и молодые директора, и опытные. «Необходимы наши дальнейшие совместные усилия в области продвижения детского художественного образования в нашем мегаполисе, ведь все должны понимать, что чем талантливее дети — тем талантливей город!» — убежден Владимир Бутаков.

Эксперты также называют проблемой консервативность кадрового состава. Необходимо не только обучать молодых педагогов так, чтобы они соответствовали уровню той школы, в которую приходят работать, но и мотивировать: преподаватели должны быть заинтересованы в том, чтобы остаться в профессии. «Для современных детей и родителей только внешне имеет значение содержание образовательной программы. Главное – чтобы ребенку нравилось! А как же освоить игру на музыкальном инструменте без трудолюбия, усидчивости, той самой пресловутой мотивации к занятиям ежедневным, кропотливым? – задается вопросом Елена Бартновская. — Не всегда наши педагоги готовы к продуктивной работе с современными детьми и современными родителями. Надо много разговаривать с преподавательским составом, выстраивать методику, воспитывать – воспитывать именно преподавателей! Сегодня педагогами приходится учиться заново».

Каждой из ключевых проблем в сфере художественного образования уделяется сегодня большое внимание. Мы уже говорили об уникальном опыте создания системы художественного образования в Екатеринбурге, и считаем необходимым добавить, что она активно развивается и никогда не стоит на месте.

Так, учредитель, уделяется особое внимание вопросам научно-методического сопровождения образовательной деятельности учреждений. Развитие содержания образования, внедрение инновационных технологий обеспечивает Екатеринбургское методическое объединение преподавателей и концертмейстеров, сформированное из 29 секций по всем направлениям деятельности детских школ искусств. С целью принятия рекомендаций по организации образовательного процесса, его методического и документационного обеспечения создан Учебно-методический совет, включающий руководителей городских ресурсных центров и специалистов Научно-методического центра. Научно-методическим центром разработано несколько эксклюзивных программных продуктов, позволяющих максимально упорядочить, автоматизировать и систематизировать сопровождение образовательного процесса.

Помимо этого, развито обсуждение актуальных вопросов в форматах форумов и конференций, многие из которых имеют всероссийский статус. В рамках прошедшего в 2018 году Первого Уральского регионального культурного форума Culturalica состоялась Образовательная лаборатория, в основу которой легла разработка перспективной модели формирования культурно-образовательных кластеров и интегрированного образовательного пространства. В этом же году состоялся I Открытый всероссийский форум театральных школ и театральных отделений детских школ искусств «Территория творчества». Регулярно проводятся научно-практические конференции: Всероссийская научно-практическая конференция в области художественного образования детей (в ноябре 2018 года будет проведена ХI такая конференция под названием «Детская школа искусств – ТОП-формат»), Всероссийская открытая научно-практическая конференция «Культура и социальная ответственность», Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание искусством», «Всероссийские Фроловские педагогические чтения. Наша история» в рамках Всероссийского исследовательского поискового проекта «Первые музыкальные школы России», Научно-практическая конференция «Хореография: XXI век».

Поколение Z: вызов будущего или реальность?

Говоря на тему консервативности кадрового состава и готовности педагогов работать с современными детьми, логично задаться вопросом: к чему именно должны быть готовы сегодня преподаватели? Почему привычные методы становятся консервативными, то есть перестают работать для нынешних учеников?

Ни один из наших спикеров не отрицает, что сегодняшние учащиеся кардинально отличаются от привычного многим педагогам образа ученика. Грядет «поколение Z» — в школы искусств уже начинают приходить дети, с раннего возраста вовлеченные в цифровую сферу, имеющие свои психологические особенности. Спор рождается чуть дальше – в рассуждениях, должна ли современная школа искусств находить к таким детям новый, особенный подход, или же вполне достаточно придерживаться традиционных методов обучения?

Здесь наших спикеров условно можно разделить на два лагеря.

Лагерь первый: «Поколение Z – реальность, с которой нужно считаться»

Руководствуясь мнениями наших экспертов, попробуем составить портрет «поколения Z» — это, как правило, неусидчивые дети-визуалы с мозаичным мышлением; для них характерна фрагментарность знаний, поверхностность, инфантильность, инертность, несамостоятельность, уход в виртуальный мир от реальных проблем, страх нового, незнакомого, сложности межличностного взаимодействия – с одной стороны, с другой – целеустремленность, четкое понимание того, чего они хотят от жизни, способность выделять приоритеты, креативность, изобретательность, максимальная приближенность к информации и умение с ней работать, техническая образованность и способность быстро осваивать новые технологии.

Сторонники первого лагеря – его представителем в нашем тексте выступают руководитель научно-методического центра Елена Васильченко и директор первой (старейшей) музыкальной школы на Урале Наталия Зворская – убеждены, что с вышеперечисленными особенностями нужно считаться, следовательно – как можно скорее учиться общению и выстраиванию отношений «с новым форматом» детей. «Отсутствие скуки и захватывающие задачи – синоним комфорта для поколения Z, их главная мотивация – интерес, — отмечает Елена Анатольевна. — Очевидно, что технологии обучения этих детей должны отличаться от существующих канонов».

По мнению Наталии Андреевны, особенный подход к «поколению Z» состоит в следующем:

— необходимо как можно раньше привлекать учеников к участию в концертах, конкурсах, фестивалях – такие форматы способствуют приобретению профессионального опыта и реальной ответственности;

— вместе с учащимся формировать «дорожную карту» его профессионализации (вместе строить планы творческой самореализации);

— включать в учебную и концертную программы интересные произведения повышенной сложности, требующие самостоятельной длительной скрупулезной работы;

— при построении учебного расписания, планировании концертно-конкурсной деятельности учитывать индивидуальную занятость ребенка, интересы, способности, возможности учащегося – как бы ни было это тяжело в современных условиях;

— создавать условия для самореализации ребенка и в других сферах; — учить рационально использовать время домашних занятий, ставя конкретные цели;

— как можно раньше вовлекать их в профессиональные отношения, совмещая процесс обучения и практической деятельности;

— ставить перед учениками профессиональные задачи, немного превосходящие их возможности и заставляющие профессионально развиваться и искать новаторские подходы решения сложных профессиональных задач.

Илья Коптев согласен с необходимостью внедрения новых решений, однако считает, что екатеринбургские школы к ним не готовы: «Не готов основной кадровый потенциал, нужна нормативная база, разработка новых интерактивных школ и материальной части учреждения», — отмечает Илья Владимирович. Более оптимистичны в этом вопросе Зарина Денисова и Ольга Шелепова: они уверены, что екатеринбургские школы готовы к вызовам времени и многие из них уже работают в этом направлении.

Лагерь второй: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир»

Прислушаемся к мнению экспертов, которые считают, что нет необходимости адаптировать учебный процесс под перечисленные особенности детей «поколения Z».

«Безусловно, нужно учитывать, что дети стали совершенно другими. Но я сторонник того, что подстраиваться под них не нужно, — считает Инна Ахьямова. — Я считаю, что художественное образование само по себе предполагает индивидуальный подход, и внутри содержательной части гораздо больше возможностей для адаптивности, нежели можно было бы ввести в рамках какой-то новой нормы, прописав на бумаге и попробовав выстроить индивидуальную траекторию обучения каждого ребенка через шаблоны и планы. Хороший, весомый, глубокий традиционализм художественного образования позволяет передавать мастерство из рук в руки, от человека к человеку, от души к душе».

В основе этого подхода лежит уверенность в том, что, даже будучи традиционным, художественное образование невероятно гибко подстраивается под возможности учеников. Очень многое зависит от педагога: если он подходит к обучению ребенка с пониманием и любовью, то ученик начинает идти навстречу – эмоционально «подключается» и становится последовательнее и усидчивее. «Не думаю, что к нынешним детям нужен особенный подход, — считает Владимир Бутаков. — Цифра – это атрибут времени, но это – инструмент, как иголка, микроскоп или ускоритель частиц. Да, это вносит много нового в сферу коммуникаций – раньше дети играли в песочнице, а теперь они «сидят» в гаджетах. Но это – те же дети! Они так же умеют радоваться, смеяться, грустить, плакать, у них такие же глаза и сердце... Нам только нужно помнить об этом! Цифровизация больше разделяет нас в психологическом, эмоциональном плане, а человеку нужен настоящий, «живой» друг!»

Культурно-образовательные кластеры: время пришло

Многие эксперты понимают, что сегодня наступают времена, когда становится необходима синхронизация систем общего и дополнительного образования. В воздухе витают рассуждения о создании культурно-образовательных кластеров. Пример подобного учреждения уже существует в Екатеринбурге – это знаменитая гимназия «Арт-Этюд», одна из ведущих детских школ искусств в Екатеринбурге, в которой действует модель интеграции общего и дополнительного образования детей. Такая модель позволяет синхронизировать образовательные системы так, чтобы между ними не возникала рассогласованность, когда одного и того же ученика воспитывают системы с разными приоритетами и даже идеологиями.

В интервью порталу культура.екатеринбург.рф директор гимназии «Арт-Этюд» Анастасия Анатольевна Семенова так описала внутреннюю концепцию образовательного процесса: «Каждый ребенок должен вытянуть свой счастливый билет к успеху, найти ту область, в которой сможет чего-то добиться. Не страшно, если не складываются отношения с математикой или русским — зато он блещет в театральных постановках, или танцует, или придумывает миниатюры. Нужно найти для ребенка ту нишу, в которой ему будет комфортно. Поэтому у нас есть и газета, и мюзикл, и пленэры, и множество музыкальных фестивалей. Ребенок должен всесторонне развиваться именно в школе. Поступая в институт, активную творческую жизнь продолжают вести единицы. А тут мы предлагаем ученикам попробовать себя во всем — неважно, получается это у него или нет. Ведь если он не попробует здесь, то жизнь может и не дать второго шанса».

Возможно, именно наличие такого учреждения уверяет наших экспертов в том, что формат кластера сегодня востребован, как никогда. «Нагрузка, которая сейчас ложится на плечи детей и их родителей, неимоверна, — комментирует Инна Ахьямова. — И если мы хотим, чтобы художественное образование учитывало все потребности и было обращено к человеку, а в центр образовательного процесса был поставлен ребенок, то такие кластеры, безусловно, нужны: в каждом районе должно быть учреждение такого типа». Схожие мысли звучат из уст Елены Бартновской и Ольги Шелеповой, а Наталия Зворская утверждает: «Сетевое взаимодействие на сегодняшний день — мощный ресурс инновационного образования. Общие интересы на основе социального партнерства – это взаимовыгодно и перспективно! Кластер может стать новой моделью содержания образования, управления им, организации образовательной, досуговой деятельности, через взаимодействие различных социальных учреждений».

Но и в этом вопросе не обошлось без доли сомнений. «Необходимость в таких учреждениях, безусловно, есть, и многие страны мира используют такие кластеры. Это крайне удобно для развития и строительства новых районов города. Но рано или поздно возникнет вопрос, кто будет выступать в роли инвестора – сможем ли мы привлечь бизнес-сообщество к долгосрочным культурным инвестициям?» — задается вопросом Илья Коптев.

Опыт создания и функционирования кластеров на сегодняшний день достаточно мал: нам еще только предстоит узнать, насколько успешными они могут стать. Однако в одном специалисты сходятся: время кластеров, несомненно, пришло.

Однако интеграция возможна не только между общим и дополнительным образованием – Елена Васильченко отмечает, что формирование современных креативных пространств может развиваться путем создания локальных союзов детских школ искусств с другими учреждениями культуры – театрами, музеями, культурно-досуговыми учреждениями. Союз культурно-образовательных систем позволит максимально консолидировать ресурсы, высвободить творческую энергию и осуществить ребрендинг художественного образования в русле современных трендов, одним из которых является использование потенциала государственного-частного и социального партнерства.

***

Подводя итоги исследования современного состояния такой хрупкой и многогранной сферы, как художественное образование, кажется неправильным обобщать сказанное и приводить к общему знаменателю – есть опасность упрощения. Тем не менее, формат исследования требует от нас некоего вывода. Постараемся высказаться емко, но содержательно.

Итак, система художественного образования Екатеринбурга берет начало от фундаментальной модели системы художественного образования России. Помимо многочисленных достоинств екатеринбургское образование наследует и ряд проблем, которые знакомы подавляющему большинству школ города: отсутствие достаточных площадей, устаревшая материально-техническая база, необходимость продвижения и изменения имиджа в глазах государства и общества, консервативность преподавательского состава. Однако с этими проблемами учреждениям не приходится бороться в одиночку: благодаря системному подходу, у екатеринбургских школ есть возможность находить поддержку у коллег, быть мобильными и адаптивными, представлять высокое качество творческого и научно-методического продукта.

Помимо этого, уделяется особое внимание вопросам научно-методического сопровождения образовательной деятельности учреждений. А форумы и конференции по вопросам художественного образования позволяют обмениваться опытом с другими городами России. Так, 8-9 ноября в Центре культуры «Урал» состоится XI Всероссийская научно-практическая конференция в области художественного образования детей «Детская школа искусств – ТОП-формат», главной целью которой будет являться диалог. Вдохновленные Первым уральским региональным культурным форумом Culturalica организаторы конференции решили разделить всю программу на два дня. В первый день пройдут панельные дискуссии, во второй – практическая работа в формате кейсов, воркшопов, мастер-классов, нетворкингов.

Вызов современной школе бросают сегодня новые ученики – представители так называемого «поколения Z». Представители сферы не отрицают этот факт, но относятся к нему по-разному: одни считают, что необходимо разрабатывать новые подходы к новым ученикам, другие – что в самой системе художественного образования заложен индивидуальный подход, учитывающий потребности и способности каждого ребенка.

Еще один взгляд в будущее – уже чуть более далекое – культурно-образовательные кластеры, в необходимости появления которых уже нет никаких сомнений – это лишь вопрос времени, инвестиций и готовности нынешних школ работать в принципиально новом формате.

Текст: Дарья Санникова

Фото: Георгий Сапожников, Татьяна Доукша
 

Культура Екатеринбурга - афиша, новости, репортажи

08.09.2018 , просмотров: 2282