СМИ о нас
В руках молодых педагогов — будущее художественной школы
Как традиции художников-преподавателей передаются по наследству18 октября в Детской художественной школе №1 имени П. П. Чистякова состоялся круглый стол «Традиции академической школы на Урале: преемственность школы и училища. Современные подходы к реализации программ». Обсуждение посвятили 130-летию со дня рождения Павла Петровича Хожателева.
Текст: Дарья Санникова, Фото: Георгий Сапожников
В обсуждении приняли участие представители всех трёх ступеней образования в сфере искусства — педагоги художественных школ и художественных отделений детских школ искусств Екатеринбурга, Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра, Уральского федерального университета.
Открыла круглый стол главный специалист Управления культуры по художественному образованию Наталья Визирякина: эксперт подчеркнула, что в Екатеринбурге сложилась уникальная система художественного образования, которая серьёзно развивается в последние годы. И подчеркнула, что одна из основных задач на сегодняшний день — сохранить и преумножить сложившиеся традиции академического образования.
Хожателев как человек классической школы и новатор
Так как круглый стол был приурочен к 130-летию со дня рождения Павла Петровича Хожателева, спикеры неоднократно вспоминали этого легендарного человека, благодаря которому около ста лет назад художественное образование в Екатеринбурге не просто сохранилось, но и стало выходить на совершенно новый уровень. Искусствовед Евгений Алексеев напомнил о том, что Хожателев, получивший серьёзную академическую подготовку, был человеком широких взглядов: «Он был человеком классической школы — и новатором, который понимал, что необходимо не только сохранять, но и развивать традиции».
Начав в 1920-е годы преподавать в учебных заведениях Свердловска черчение и рисование, Павел Петрович изнутри видел все проблемы художественного образования того времени — и внёс огромный вклад в формирование новой образовательной системы, которая чудом выжила без финансирования даже в военные годы. В 1937 году Хожателев был назначен директором Свердловского художественного училища, которое благодаря новому руководителю вскоре прославилось высоким профессиональным уровнем и превосходным коллективом талантливых преподавателей. А после войны при училище появилась первая на Урале детская художественная школа (ныне ДХШ №1 имени П. П. Чистякова), которая начала решать важную задачу — готовить молодых людей для поступления в художественное училище.
На круглом столе также состоялось важное событие: Александр Максяшин, ученик Хожателева, вручил в дар Детской художественной школе № 1 имени П. П. Чистякова памятную доску с изображением профиля Павла Петровича
О преемственности в системе художественного образования
Дело Хожателева продолжается и сегодня: связь между Детской художественной школой № 1 имени П.П. Чистякова и Свердловским училищем имени И. Д. Шадра, возникшим на базе Екатеринбургской художественно-промышленной школы, с годами становится лишь крепче. Такое сотрудничество приносит важные плоды: учеников школы успешно готовят к поступлению на следующую ступень образования, а студенты училища приходят на практику в школу, нередко становясь потом преподавателями.
Важная цель училища — кадровое обеспечение отрасли. Большинство студентов не приходят к нам за педагогическим образованием, но на модуле педагогической подготовки нам важно донести до них преимущества профессии преподавателя, дать понимание важности этого дела, неравнодушия к нему. После освоения теории ребята выходят на педагогическую практику, и здесь особенно ценно, когда можно впустить практиканта в реальные условия, обеспечить максимальное погружение в профессию.
Руслан Фатхисламов, преподаватель и методист Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра
Разумеется, студенты отправляются и в другие художественные школы Екатеринбурга и области. Практика проходит в три этапа. Первый — наблюдательный, причём студенты посещает и анализирует занятия как опытного преподавателя, так и своего сокурсника. Второй этап — подготовка и проведение собственных занятий (минимум трёх). Третий — внеклассная работа: профориентационные экскурсии, волонтёрство, организация и подготовка конкурсов, проведение мастер-классов и открытых уроков. Таким образом, студент максимально погружается в учебный процесс.
Очень трогательная и интересная практика училища — отправлять студентов в те школы, где они сами были учениками. Это в том числе помогает наладить преемственность: нередко выпускники училища возвращаются преподавателями в родные школы. Это особенно актуально для малых городов, где всегда не хватает молодых педагогов.
Наталья Визирякина подчеркнула, что именно благодаря вышеописанной системе подготовки кадров в Екатеринбурге нет острого дефицита кадров в художественном образовании. А заместитель директора по учебно-методической работе Детской художественной школы № 1 Надежда Самсонова привела статистику за прошлый год: 32 молодых специалиста пришли работать в школы искусств, трое из них — в Детскую художественную школу №1 имени П. П. Чистякова. А Руслан Фатхисламов подчеркнул, что важно также организовать сопровождение молодого специалиста, который пришёл работать в школу: плавно погрузить в учебный процесс, обеспечить поддержку более опытных педагогов. Это повлияет на то, останется ли начинающий преподаватель в профессии.
На фото — три поколения директоров Детской художественной школы № 1 им. П. П. Чистякова
О важности сохранения традиций академической школы
Многие спикеры круглого стола подчёркивали: несмотря на все новации, необходимо сохранять преданность академической школе как базе профессионального образования. Вот почему на протяжении 78 лет Детская художественная школа №1 имени П. П. Чистякова успешно реализует образовательные программы в области изобразительного искусства, остаётся востребованной и стабильной организацией, в которой учатся и дети, и подростки, и взрослые.
В каникулы для учащихся школы проводят не только пленэрные практики, но и разнообразные творческие мастерские. Также во время поездок ребята знакомятся с уникальными профильными учебными заведениями России, принимают участие в мастер-классах ведущих преподавателей, видят результаты обучения своих сверстников из детских школ искусств разных регионов России.
Школа проводит более 50 выставочных проектов в год. Сохраняя академические традиции, детская художественная школа проводит очные городские конкурсы по академическим дисциплинам, а раз в пять лет — Всероссийский конкурс детского художественного творчества «Град возвышенный, град вдохновенный». В прошлом году он собрал более тысячи участников из 47 городов России.
Ещё один важный проект, направленный на повышение профессионального мастерства преподавателей — Всероссийская научно-практическая конференция «Чистяковские чтения». В рамках других проектов педагоги-художники также делятся опытом с коллегами из разных регионов России.
В школе реализуются две дополнительные предпрофессиональные программы в области изобразительного искусства: «Живопись» и «Акварельная живопись». Высокий уровень качества подготовки студентов отмечают внешние эксперты. С период с 2020 по 2024 гг. профессиональное образование в творческих вузах продолжили 144 человека.
Школа — это не только красивые стены, это прежде всего педагогические кадры с профессиональным академическим образованием. Сейчас у нас омолаживается кадровый состав, и в первую очередь мы радуемся, когда наши ряды пополняют выпускники художественного училища. Мы ратуем за сохранение академических традиций реалистической манеры письма — это визитная карточка нашей школы. Наши педагоги готовы транслировать методику академической манеры письма, они гибко выстраиваются в проектную и просветительскую деятельность школы, а также проводят серьёзную воспитательную работу, без которой в настоящее время невозможен полноценный образовательный процесс. Сегодня передача опыта от старшего поколения молодым кадрам — наша приоритетная задача. В их руках — будущее нашей школы.
Ирина Литовских, директор Детской художественной школы № 1 имени П. П. Чистякова
Культура Екатеринбурга - афиша, новости, репортажи