управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

Новости

«Истовость письма» Невьянской иконы

Обучающиеся 2Д класса ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова вместе со своими преподавателями, Анастасией Григорьевной Евсеевой и Верой Матвеевной Орловой, посетили Музей Невьянской иконы.

В музее ребят встретил не просто экскурсовод, а специалист по иконописным реставрационным работам Лазарь Ефименко (выпускник отделения реставрации СХУ имени И.Д. Шадра). Он провел гостей по экспозиции музея и рассказал не только про экспонаты, но и раскрыл особые черты иконописной техники художников - старообрядцев Невьянской и Красноуфимской иконы. Юные художники узнали, какие краски применялись в иконописи, из чего изготавливались, как готовили доску, этапы работы иконописца.

Характерной особенность, которая присуща только невьянской иконе, является синтез традиций допетровской Руси, ориентация на иконографию конца XVI - начала XVII веков, и вместе с тем ощутимое влияние стилей Нового времени: барокко и классицизма. Невьянская икона сохранила необычайную выразительность и одухотворенность, праздничность, яркость, черты присущие древнерусской иконе. Но мастера учитывали, и веяние нового времени, и опыт светской живописи. Постройки, интерьеры, изображенные на иконе, получают объем, «глубину», изображение строится по законам прямой перспективы.

Отличительной чертой является так называемое «истовость письма», сказал Лазарь. То есть особое отношение невьянских мастеров к иконе: от изготовления доски для написания до самой последней стадии изготовления самой иконы. Всё делалось очень тщательно и качественно, на высоком художественном уровне. Иконописцы демонстрировали свои возможности и стремились показать, что иконы сделаны в заводских условиях. Невьянские мастера писали небольшое количество икон. И поэтому каждая такая работа по-своему уникальна и совершенна по исполнению.

Особенности нашего края позволяли изготовить природные краски из цветных минералов, драгоценных и полудрагоценных камней. Что делало икону очень дорогой, даже по тем временам. Лазарь обратил внимание на характерное написания святых ликов, секрет «свечения изнутри», особый способ нанесения специальной краски. Объяснил, что на многих иконах существует, как обратная так прямая воздушная перспектива в композиции иконы. Именно в Невьянской иконе присутствовала фактурность драпировки и рисунка тканей – это еще один секрет многослойной живописи с предварительным «процарапыванием» нужного рисунка.

Все старообрядческие иконы писали темперой, масляные краски не использовали. Старообрядцы не ставили даты на иконах цифрами, только буквами от Сотворения мира. Изображения старались приблизить к реальности. Это прослеживается в «глубине» икон, в объемности ликов, в изображении природного пейзажа, видов городов и зданий. Изображения несут в себе местный колорит, отразивший географические приметы: в зданиях, угадываются постройки уральских горнозаводских комплексов, купола и силуэты уральских храмов. Неизменная деталь пейзажа - башня с арочным проездом, силуэт Невьянской башни угадывается в изображении городов (Спас Нерукотворный), а на иконе «Святое распятие Господа нашего Иисуса Христа» («Голгофа») 1799 года, изображена башня с курантами. Вместо условных гор с косо срезанными площадками - типичные смягченные временем уральские увалы с выходом горных пород, поросшие хвойными перелесками. Некоторые вершины - белые (снежные). Деревья на склонах гор, трава, круглые камни, ели, сосны, обрывистые берега реки со свисающими корнями растений - непременный атрибут невьянского письма.

К невьянской школе иконописи относятся не только иконы, создававшиеся в самом Невьянске, местные иконописцы выполняли различные заказы - от небольших домашних икон до монументальных многоярусных иконостасов.

Невьянская икона является вершиной уральской горнозаводской старообрядческой иконописи. Самой ранней датируемой иконой была Богоматерь Египетская, относится к 1734 году, самой поздней из известных икон считается Спас Вседержитель (1919 года), она имеет очень редкий сюжет.

В этом году на уроках Истории искусств, ребята изучают тему «Традиции русской иконописи». Для современных школьников эта тема не проста для восприятия и понимания. Замечательно, что в нашем городе существует такой музей, где бережно сохраняются и изучаются древние истоки русской живописи. Пройдя по небольшим залам музея, можно понять, насколько важна икона в истории искусства и государства, здесь можно почувствовать момент самоидентификации жителей нашего края. Удивительно точно сохранился не только дух старообрядческой среды, но и сила веры и любовь к родине.

08.04.2022 , просмотров: 1089