управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

Новости

Моя история: Чистяковцы о войне через искусство

В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне юные чистяковцы в рамках уроков по истории изобразительного искусства поделились своими мыслями о войне,  Победе и о том, в каких образах память о ней продолжает жить.

Каждый участник проекта «Моя история» нашел слова, которые отражают его представления о страшном времени, о том, какой ценой досталась Победа, кто сражался за мирное небо над головой и почему важно помнить об этом.

Ребята нашли художественные образы в творчестве великих художников, которые помогают понять их мысли. Кто-то визуализировал свои слова и создал собственную работу.

 

Александра Лукошкова, ученица выпускного класса

«У войны не женское лицо, женщине нет места на войне. Долгие века это было так: воевал всегда мужчина, женщина же оберегала жизнь.

Но 20-ый век стал другим. У нацисткой Германии была идея расширения границ за счёт войны, а также все средства, чтобы воплотить ее в жизнь.

Сражения стали жестокими и обезличенными: на поле битвы воюет машина, а не человек. Стали гибнуть не воины, а обычные люди, гражданские, и такими масштабами, коих не было раньше. Такова было новая война - война 20 века. Такой войной стала Великая Отечественная Война 41-45 гг для России.

Так женщины оказались на поле боя. Их отцы, мужья, сыновья защищали Родину ценой жизни, а враг наступал. Поэтому эти внешне хрупкие и прекрасные создания оказали невероятную поддержку: женщины сутками трудятся на заводах, женщины помогают раненным как в больницах, так и в окопах, они вышли на поле боя, они стали партизанками и добровольцами.

Я не хочу сказать, что женщины внесли больший вклад, чем мужчины, нет, победа достигнута совместными усилиями всей страны: старики, дети, мужчины, женщины. Всех коснулась война, поэтому я, в противовес общественному мнению хочу сказать, что у войны нет лица. Разве что лицо смерти. Ведь из-за войн целые семьи оказывались без своего кормильца, из-за войн терялись любимые люди, из-за них дети оставались без своих отцов. Да, слабым на войне сложнее, но это не значит, что они не должны защищать свою Родину. Наоборот, это означает, что их сердце настолько сильно, что несмотря на физическую слабость, они идут в первых рядах для защиты того, что им дорого. А кто мы такие, чтобы запрещать им это?»

Екатерина Коноплева, ученица 2 класса
«Особой темой в произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, звучит тема женщин, которые наравне с мужчинами воевали на фронте, выносили с поля боя раненых, работали в тылу. Без женщин, которые помогали в тылу и на поле боя, мы бы не одержали победу. Женщинам, защищавшим нашу Родину, посвящено произведение Николая Яковлевича Бута «Боевые подруги».

На картине мы видим девушек, одетых в военную форму, которые, собравшись вместе, о чем-то тихо разговаривают, читают письмо и просто задумчиво молчат.

Художник показывает нам как в этих нечеловеческих условиях девушки сохраняют благородное спокойствие. В усталых измученных лицах чувствуется красота и нежность их юного возраста, что вызывает еще большее восхищение их мужеством и стойкостью. Не смотря на дни и ночи, проведенные в этом аду, девушки сохранили вокруг себя мирное, человеческое, женственное. Художник подчеркивает это не только позами и жестами своих героинь, но и с помощью освещения в картине, а также колорита. Получается, что свет исходит изнутри круга, который они образовали вокруг белого камня, сосредоточив кусочек тепла, уюта и покоя. Это подчеркивается теплыми оттенками светло-зеленого и бежево-золотистого цвета. Такое же, что-то доброе, мирное и теплое они читают на листочке бумаги, как будто боясь забыть ту другую жизнь без войны.


Николай Бут «Боевые подруги»

О чем же эта картина? Эта картина о силе слабых, эта картина о любви к жизни, о сохранении человеческих идеалов в разрушающемся вокруг мире. Победа, доставшаяся нашему народу так тяжело, приближалась день за днем с помощью этих нежных девичьих рук, добрых слов в письмах, в заботе и уходе за ранеными и уставшими. Благодаря этой невидимой силе и стойкости мы победили!»

 

Вячеслав Веселов, ученик выпускного класса

«2020 год объявлен в Российской Федерации Годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Для всех поколений нашего народа эта тема будет всегда актуальна. Она проявляется и в разных направлениях искусства, в том числе и изобразительном.

Изобразительное искусство – очень тонкое дело. События на картине, сама картина запомнится, будет трогать душу, заставит остановиться только, если в неё вложена частица души художника.

Полотна Петра Кривоногова «Защитники Брестской крепости», «Комиссар крепости», «Поединок», «Победа» именно такие. Мимо них нельзя просто пройти, скользнув взглядом. Это работы профессионального художника, очевидца, не только свидетеля, но и непосредственно участника тех страшных событий.

П. Кривоногов был выпускником института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, получил диплом с отличием. В 1939 году призван в армию и прошёл Великую Отечественную войну в действующих войсках от Москвы до Берлина.

Особенно мне понравилась картина «Победа», написанная в 1948 году. Картина наполнена живыми чувствами, неподдельными эмоциями, здесь всё: Правда! История! Победа! Единственный порыв всех прошедших через долгую войну, доживших до этого прекрасного мгновения: «Кончилась война! Победа! Ура!». Сразу вспоминается фраза из знаменитой песни на слова поэта Владимира Гавриловича Харитонова - «Этот день мы приближали как могли.»


Петр Кривоногов «Победа»

Глядя на картину, будто чувствуешь запах гари, слышишь звуки выстрелов, но эти выстрелы – это уже победные залпы от радости, от переполняющего душу восторга, это громкое разноголосье, на одном дыхании из сотен глоток: «Ура!» И все взгляды устремлены туда, вверх, где на крыше разгромленного Рейхстага полощется на ветру невидимое нам знамя Победы!

Меня переполняет чувство гордости за этих людей, победивших фашизм, спасших свою Родину, освободивших страны Европы, добывших победу в смертельных боях. Чувство гордости за свою Родину, вырастившую таких замечательных людей.

75 лет прошло с окончания той войны. Но из поколения в поколения передаётся эстафета патриотизма и доблести, мужества и героизма, эстафета памяти. В нашей семье высоко чтится память двух моих прадедушек – Веселова Василия Васильевича и Гроздова Владимира Александровича. Кадровые офицеры, танкисты, прошедшие с боями всю войну. И пусть для них война закончилась не на ступенях Рейхстага: военные пути-дороги одного привели в Австрию, а другого - на север Германии, на берега Балтийского моря, но они также радостно и самозабвенно встречали Победу, ведь и они тоже были её солдатами. Я помню ту «радость со слезами на глазах», когда прадеды рассказывали нам события тех дней.

Нам всем важно знать и помнить историю своей семьи и страны, чтобы в будущем не повторить эти ужасные события».

 

Варвара Плохих, ученица 3 класса

«Великая Отечественная война, проходившая в 1941-1945 годах, ужасная трагедия в истории всего нашего мира. Это событие принесло много горя каждой семье. Люди, жившие в то время, прошли через невыносимые боли и страдания, дабы защитить своих близких, свою Родину. Вспомнить тот же самый героизм жителей Ленинграда, которые были в осаде 872 дна без еды и воды, так и не отдав наш город фашистам.

Все, что происходило на фронте, очень сильно отразилось в искусстве. Люди начали выпускать газеты, рисовать плакаты, придумывали карикатуры, дабы поддержать боевой дух солдат, не давая им потерять веру.

Художники того времени изображали в своих картинах суровые будни солдат, ненависть к врагу, страдания людей и скорбь по погибшим. Например: «Утро на Куликовом поле» А. Бубнов, «Фашист пролетел» А. Пластов, «Парад на красной площади 7 ноября 1941 года» К. Юон, «Окраина Москвы» А. Дейнека.Таким образом война становилась темой для всех художников, живших в то время. В своих картинах они передают эмоции, всю ту боль и сожаление людей, которые потеряли близких на фронте.

Помимо живописи на тему войны было написано много литературных произведений, снимались фильмы, чтобы будущие поколения некогда не забывали о том, что происходило на войне.

В этом учебном году мне дали задание нарисовать композицию к 75-летию Победы. Эта тема с самого начала показалась мне интересной, и перед тем как я к ней приступила, решила получше познакомится с материалом и разузнать побольше об этом великом сражении.


Плохих Варвара,15 лет, "Выходной у бабушки", бумага гуашь, преп. Гемерьянова С.Н.

В своей работе я хотела показать, что память о людях, принимавших участие в войне, никогда не будет забыта. И мне в голову пришла идея изобразить пожилую женщину, сидящую со своим внуком за столом, листающих старый альбом и рассматривающих ордена. Этой работой я хотела сказать, что память об этих людях будет жить вечно».

 

Екатерина Евпланова, ученица выпускного класса
«Суровые годы войны не прошли мимо нас и наших семей. Мы помним всех, кто бился за нашу счастливую жизнь и ясное небо над головой. Многие художники обращались к теме Великой Отечественной войны, но я хотела бы выделить одного, на мой взгляд, из известных художников того времени - Александра Александровича Дайнеку, который написал «Оборона Севастополя» (1942 г.).

В картине художник смог передать всю пластичность, напряженность тел советских моряков. Главный герой композиции - мужчина в белоснежной одежде, как и его союзники, будто бы светится на фоне мрачных руин. Их одеяния символизируют добро, которое противостоит серо-зеленой, угрюмой массе противников. Вражеские солдаты практически не имеют лиц, что еще больше подчеркивает идею картины – показать не определенную битву, а войну в целом.

Картина не является исторически точной. 1942 – год написания картины для Севастополя уже был траурным, ведь битва за него закончилась раньше и по ее итогам город был сдан вражеским захватчикам. Дайнека написал эту картину не для того, чтобы рассказать о потере, а затем, чтобы поднять дух советских ребят, показать героизм, отвагу и бесконечную любовь к родной земле.

Когда Александр Дайнека принес картину на выставку, ее раскритиковали. Но никто не посмел спорить с тем, что она, как нельзя точно, передает войну и ее истинную сущность.

Кто-то так и не вернулся домой с той войны. Кто-то остался жив. Но именно они стали частью великой Победы».


Александр Дейнека «Оборона Севастополя»

 

Тимофей Титов, ученик 3 класса
«Какой ценой досталась победа? Многие, не задумываясь, обсуждают эту тему, но ведь некоторые даже не представляют через что пришлось пройти солдатам всего мира, чтобы одолеть немецко-фашистских захватчиков.

Каждый день для любого человека мог оказаться последним, солдаты воевали до последней капли крови, в Ленинграде гибли из-за блокады.

Тогда на помощь народу пришли агитационные плакаты. Они призывали бороться, держаться, давали надежду на лучшее будущее. Пожалуй, самый значительный и самый знаменитый из всех советских плакатов был «Родина мать зовет».

На этом плакате, который написал М. И. Тоидзе, изображена женщина в красном на фоне штыков. Таким противопоставлением художник заставил задуматься каждого человека. Несмотря на то, что большинство плакатов призывали к борьбе и подбадривали солдат, были и такие плакаты, от одного взгляда на которые охватывает страх.

Одним из таких плакатов является «Воин красной армии. Спаси!» В. Г. Корецкого. На нем изображена мать с ребенком, на которых направлено оружие штыком с изображением свастики. Этот плакат вызывает ужас в глазах каждого человека.

 

     Ираклий Тоидзе «Родина-мать зовёт!»                    Виктор Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»

Помимо плакатов по всему миру художники писали картины на военную тематику. В таких картинах ценилось в первую очередь не качество исполнения, а то какими средствами передан смысл изображения и как это произведение заставляет человека понять насколько жестока война. Как например, в картине советского художника Н. Баскакова «На русской земле».
Или показать светлый момент, который предавал что-то доброе в злой войне. Пример такой картины французского художника Freudenthal Benjamin «Сбитый бомбардировщик».  Все эти картины и плакаты помогли войнам на пути к победе.

В заключении можно сказать, что мы живем в мире, не только благодаря конкретным людям, каждый человек у которого было желание противостоять фашистам, приложил усилия для победы, в том числе и художники. Без них народ потерял бы веру в себя и в победу.

В наше время важно донести до каждого человека эту тему. В мире осталось очень мало ветеранов и надо, чтобы все знали, какой ценой досталась победа.

Я, обращаясь к этой теме, познакомился с картинами художников, которые прочувствовали всю атмосферу войны на себе. Пока мы помним об этой жестокой, страшной войне, мы живем в мире. Нельзя допустить, чтобы эти события повторились, поэтому необходимо рассказывать о войне братьям и сестрам, детям и внукам. Всегда помните о поступке ваших предков, а также о поступке людей, борющихся за победу!»

08.05.2020 , просмотров: 3110