Новости
Живопись действия
Я хочу выражать мои чувства, а не изображать их
Джексон Поллок
Усердно работая на уроках рисунка, живописи и композиции, ученики Первой художественной школы, постигают законы академизма. Как правильно нанести штрих, показать цветом пространство и объем формы, где расставить акценты и каким образом искусно показать рефлексы, поменять оттенок в работе в зависимости от освещения - все эти каноны бережно передают ребятам преподаватели.
Как правильно применить эти знания в более свободных творческих композициях? Где та грань, когда можно позволить себе вольность? Придумать собственный стиль?
Чтобы избежать манерности, но при этом расширить рамки творческого полета, учащиеся школы с большим интересом продолжают посещать цикл занятий, который направлен на теоретическое и практическое изучение современного искусства.
Основная цель проекта - научить ребят самостоятельно размышлять и анализировать произведения, понимать язык современного искусства. Сначала участники в теоретической части курса были настроены скорее больше слушать, чем рассуждать самим. Но с каждым занятием, они все активнее включаются в работу, отвечают на вопросы, смелее высказывают свои идеи и предположения.
Преподаватели курса Дарья Маликова и Владимир Селезнев (ведущие педагоги Государственного Центра Современного искусства) стараются вывести ребят на диалог и обсуждение. И понять не только то, что они уже знают, а что нет, но и что нового им в принципе интересно узнать. Беседа на занятии строится таким образом, чтобы ребята могли задать преподавателям волнующие их вопросы об актуальной культуре, современных художественных практиках, и услышать обоснованные ответы.
В отличие от многих взрослых, настроенных скептически по отношению к современному искусству, подрастающее поколение еще не столь ограничены культурными рамками и стереотипами, их сознание более открыто и свободно для восприятия. Современное искусство зачастую понятнее и ближе им, чем людям старшего возраста, потому что оно говорит на знакомом им визуальном языке о явлениях, среди которых они выросли, с которыми встречаются ежедневно (реклама, интернет, образы массовой культуры и т.п.). Им не нужны объяснения и доказательства, почему современное искусство другое. Они воспринимают его естественно и без предубеждений.
Февральское занятие курса современного искусства было направлено на знакомство с американским экспрессионизмом. Учащиеся разбирали особенности работы художников Джексона Поллока, Уиллема де Куннинга, Марка Ротко, Клиффорда Стила, Барнета Ньюмана.
Свои самые знаменитые работы – мультиформы и абстракции – художник Марк Ротко отказывался объяснять и пресекал всякие попытки интерпретации. Суть искусства – само искусство, вещественное проявление мироощущения художника, утверждал Ротко, которому с помощью одного лишь цвета удавалось вызвать у зрителей различные эмоции и ощущения.
Передать эти самые ощущения ребятам предлагалось на практическом занятии, при чём, рисовать нужно было, не прикасаясь к холсту – как это делал в свое время Джексон Поллок, используя прием «живопись действия». В ход пошли почти все краски. Увлеченно разбрызгивая капли на плотно, дети так увлеклись, что одна из банок с краской упала, и половина содержимого оказалось на листе! Это ничуть не расстроило ребят, они смогли найти такому яркому цветовому пятну применение в композиции. Также все смогли попрактиковать метод рисования художника Барнета Ньюмана - выкрашивание полотна цветными полосами.
С наступлением весны, пришло время знакомства со стилем поп-арт, где учащиеся рассматривали творчество Энди Уорхола, Класа Олденбурга, Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса. Практическим заданием для младшей группы было создание серии цветных портретов мультгероев в духе работы "Мерелин" Энди Уорхола. Участники разработали в таком стиле героев Винни Пуха, Чебурашку и кота Тома.
С ребятами постарше, преподаватели говорили про концептуальное искусство и подробнее рассмотрели работы родоначальников этого направления: Джозефа Кошута, Виктора Пивоварова, Ильи Кабакова. В качестве практического задания учащиеся создавали страницы концептуального альбома в духе Ильи Кабакова, за основу взяв хайку средневекового японского поэта Матцуо Басё.
Практические занятия расширили рамки восприятия современного искусства, а главное, принесли эмоции и вдохновение. Подводя промежуточный итог курса, мы задали вопрос ведущему преподавателю Дарье Маликовой о том, каким она видит результат совместной работы с учащимися Первой художественной школы:
«Нас приятно удивило развитое художественное чутье и хорошее понимание законов композиции, цвета, формы, даже у младшей группы, очень ответственное отношение ребят к выполнению заданий, большое внимание к деталям и готовность подолгу и вдумчиво работать. Наши задания, бывает, оказываются слишком простыми, ученическими для них - они способны на более глубокую и серьезную работу. Такой подход к творческой деятельности действительно очень отличается от того, с которым мы обычно сталкиваемся у ребят, посещающих занятия в Центре современного искусства.
Также для нас важно было понять, с какими формами современного искусства учащиеся сталкивались в своей жизни, и чем они хотели заниматься в дальнейшем в плане применения профессиональных знаний и навыков, полученных в художественной школе. Нам было очень приятно увидеть некоторых из них на выставках в ГЦСИ - значит, наша работа не напрасна, и пробуждает интерес также и к самостоятельному изучению современного искусства».
Впереди участников курса ждет много интересных открытий в области современного искусства. В особенности, ребятам очень хочется попробовать сделать кинетические скульптуры и различные виды инсталляций. Что из этого выйдет? Посмотрим!