СМИ о нас
НЕ ПРЕРВАТЬ ЛИНИЮ. «Академическая школа» в ДХШ №1
Детская художественная школа № 1 имени П.П. Чистякова в статусе Городского ресурсного центра «Изобразительное искусство» представляет выставку «Академическая школа», которая продлится до 16 ноября 2020 года.
В городском методическом выставочном проекте «Академическая школа» представлены живописные и графические работы, выполненные в разных техниках и жанрах – портреты, натюрморты, пейзажи, сюжетные композиции. В них и монументальная Москва, и камерные улицы Екатеринбурга, и деревенские просторы, состояния природы и времена года, общественная жизнь и трудовые подвиги людей, тихие радости и любовь.
Проект посвящен 10-летию присвоения Первой художественной школе Екатеринбурга имени академика Павла Петровича Чистякова.
«Выставка уникальна как по составу участников, так и в содержательном аспекте. Главная цель нашего методического выставочного проекта – сохранение преемственности системы школа-училище-вуз художественного образования Екатеринбурга в сфере изобразительного искусства, – рассказывает Надежда Евгеньевна Веселова, заместитель директора по учебно-методической работе, куратор городского ресурсного центра «Изобразительное искусство». – Экспертный совет строго отбирал заявленные на выставку работы. Перед нами стояли такие задачи, как сохранение традиции и продвижение методики преподавания реалистической школы российского академического образования; раскрытие творческого потенциала преподавателя-художника и трансляция передового опыта профессионалов для молодого поколения преподавателей и обучающихся детских школ искусств. Нам важно было показать творчество тех людей, которые своим ежедневным трудом передают знания и умения юным художникам города, рассказывая о композиции, перспективе, штриховке и обо всех тонкостях изобразительного искусства; преподавателей-художников, которые могут продемонстрировать реалистическую школу российского изобразительного искусства в своих работах».
На выставке представлены работы преподавателей образовательных учреждений города – художественных школ, школ искусств, художественного училища, архитектурного университета. Это Илья Пьянков, Александр Ремезов, Алексей Ефремов, Алексей Лопато, Мирза Мамедов, Дмитрий Крель, Сергей Малышев, Андрей Художитков и другие известные в городе художники. Заслуженные художники России – Нина Костина и Василий Анциферов. Это разные люди, разного возраста, но в их работах чувствуется общее: открытость, жажда передать знания, научить, привить базу, поделиться корнями. То, о чем академик Павел Чистяков писал: «Каждый талант имеет свой особый язык, и поэтому учить манере не следует, а следует учить правильно, натурально. Сначала ученик должен освоить правила и законы, а потом пусть летает, как ему угодно…».
«Выставка получилась разноплановая, но ее ключевое и определяющее смысл слово – "академическая", – рассказывает нам Светлана Николаевна Гемерьянова, ведущий преподаватель, руководитель городской методической секции преподавателей-художников. – Так как наша школа носит имя Павла Петровича Чистякова, то мы понимаем, что традиции – это сильная часть нашей истории. И этой выставкой мы хотели показать традицию в образовании. Академизм должен остаться как база. Это традиция русской живописи, мы ответственны за ее сохранение. Традициям надо помогать, потому что их можно легко утерять в угоду моде, вкусам, политической ситуации в стране, но это то, на чем все держится. И не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, театре, балете».
В очной экспозиции представлено 67 работ, в виртуальной (а есть и такая) – 155. Это работы тех преподавателей, которые сохраняют статус действующих художников, и тех мастеров, кто реализует себя в педагогическом мастерстве.
Председателем экспертной комиссии выступил преподаватель Свердловского художественного училища имени И.Д. Шадра и Института имени Репина (Академии художеств) в Санкт-Петербурге, член регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Илья Александрович Пьянков, которого мы расспросили о том, насколько важно быть пишущим преподавателем и преподающим художником:
«Преподавание лично мне дает следующее: когда я детям что-то объясняю десятки, сотни раз, то в этот момент мои знания, мой опыт структурируется и у меня. Я окончил институт много лет назад, но чувствую, что ясность в голове наступает только со временем и именно в процессе передачи знания другим. И второй важный момент – это общение с молодыми. Ты им отдаешь, но и они тебе отдают не меньше, чем ты им. Когда состоявшийся художник сидит в мастерской один на один со своими работами и не общается с молодыми художниками, то его рост замедляется. И в то же время я понимаю, что и преподавателю важно оставаться профессионально в форме.
Потому что в нашем деле не все можно объяснить словами, иногда важнее показать руками. Иногда действенней показать дорогу, чем рассказывать, куда идти. Когда ты говоришь о каких-то высоких ценностях в искусстве и подкрепляешь собственным творчеством, то дети тебе верят. Они слушают и видят твои работы. Другой вариант, когда ты говоришь одно, а твои работы не соответствуют тому, что ты говоришь, то у детей возникают сомнения в твоей искренности. А искренность, пожалуй, самое важное качество отношений между учителем и учеником».
И здесь хочется вспомнить второе слово в названии выставки – школа, школа-дом, школа-семья, школа – общность интересов, школа – фундамент в профессии, школа как мастерская, где идет передача уникальных знаний от мастера к подмастерью и эта передача – не слова, а действие.
Выставка, таким образом, оказывается многозначной. Она становится чем-то большим, чем правильная композиция и решение тонального образа, речь уже ведется о преемственности, об осознанной работе с теми, кто придет на смену, о линии, которую нельзя прервать.
Городской методический выставочный проект «Академическая школа» будет иметь передвижной формат: он отправится по городу и области, а также намечен показ в рамках Научно-практической конференции «Детская школа искусств: Топ-формат».