СМИ о нас
РЕПОРТАЖ с АРТПЕРЕКРЕСТКА: в центре идей и открытий!
Может ли ребенок услышать музыку камней и бумаги, нарисовать музыкальные портреты Бабы Яги или отыскать в Крыму волшебный вулкан? Участники Евразийского форума юных исследователей искусства «АртПерекресток – 2017» в очередной раз доказали: нет таких тайн, перед которыми спасовали бы пытливые детские умы!В Детской музыкальной школе № 11 имени М.А. Балакирева состоялся очный этап III Евразийского форума юных исследователей искусства «АртПерекресток – 2017».
Организаторами Форума юных исследователей традиционно являются Управление культуры Администрации города Екатеринбурга, Детская музыкальная школа № 11 имени М.А. Балакирева - городской ресурсный центр по направлению "Музыкально-теоретические дисциплины" и городская методическая секция сольфеджио.
Цель этого Форума – создать условия для развития и реализации интеллектуального, творческого и нравственного потенциала учащихся ДШИ через участие в творческой, исследовательской, проектной деятельности. «Когда мы задумались над созданием «АртПерекрестка» несколько лет назад, мы хотели сформировать среду, где ребята могли бы реализовать знания, полученные на теоретических уроках, мы хотели начать диалог между юными исследователями и аудиторией, - рассказывает Елена Алексеевна Королева, преподаватель ДМШ № 11 им. М.А. Балакирева, идеолог и один из создателей «АртПерекрестка», - Очень важно поддерживать ребят в их стремлении получать новые знания, важно дать ребенку возможность высказаться и дать ему обратную связь, оценить, похвалить, посоветовать, наметить точки роста... Судя по тому, как активно юные исследователи откликаются на наши приглашения, судя по числу участников, по ежегодному расширению географии наших докладчиков, идея «АртПерекрестка» оказалась очень актуальной и своевременной».
Открытия со всей России
История этого проекта началась с проведения небольшой научно-практической конференции учащихся ДШИ Екатеринбурга, а сегодня Форум – одна из немногих площадок в России, где юные исследователи в области искусства могут представить свои открытия, обсудить с единомышленниками свои идеи и поделиться друг с другом интересными социокультурными находками.
В этом году в Форуме приняли участие свыше 200 человек, зарегистрировано более 70 исследовательских работ, авторами которых стали школьники из Екатеринбурга, Верхней Салды, Челябинска, Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Волгограда, Пермского края, Тюменской, Архангельской и Вологодской областей, а тринадцатилетний Рамазан Магомедов приехал в Екатеринбург даже из Дагестана! «О форуме«АртПерекресток» я узнал прошлой зимой, когда познакомился с ребятами из Детской музыкальной школы № 11 им. М.А. Балакирева на творческой смене в «Артеке», - рассказал Рамазан Магомедов, учащийся Многопрофильного лицея №5, г. Махачкала. – Там же, в «Артеке», я за пару дней сделал проект, посвященный культуре и традициям народов Дагестана, показал друзьям и им очень понравилось. Когда я рассказал об этом своим преподавателям, мы решили провести настоящую научно-исследовательскую работу, собрать как можно больше интересной информации, все это оформить и создать проект «Культура и традиции народов Дагестана», с которым я и приехал в Екатеринбург. Мне приятно, что эта тема так заинтересовала и слушателей, и жюри, приятно что я могу рассказать о своем народе здесь, на Урале».
Марафон удивительных открытий: 7 часов работы Форума
Форум «АртПерекресток – 2017» проводится в 2 этапа: очная научно-практическая конференция и фестиваль социокультурных проектов состоялись 2 декабря в ДМШ № 11 им. М.А. Балакирева, а заочный этап завершится к концу декабря 2017 года.
Научно-практическая конференция и фестиваль социокультурных проектов начались с пленарного заседания, на котором были представлены работы, признанные лучшими по результатам прошлогоднего Форума «АртПерекресток - 2016»: работа об основоположнике российского музыкального образования Милии Балакиреве «М.А. Балакирев. Лейттема жизни» учащейся ДМШ №11 им. М.А. Балакирева Анны Горнушкиной и интереснейшее исследование учеников этой же школы Данила Курилова и Оксаны Котовой«Музыкальный НЛО», посвященное загадочному инструменту хангу.
После пленарного заседания юные исследователи в течение нескольких часов представляли слушателям и жюри свои работы. В зависимости от возраста все участники были распределены по 3 группам: в «младшей» группе работали дети до 11 лет, ребята с 12 до 14 – в «средней», а самыми старшими участниками Форума стали молодые исследователи до 17 лет включительно.
Выступление каждого докладчика, по регламенту Форума, ограничивалось 10 минутами, при этом каждое выступление сопровождалось презентацией с видео и аудио-иллюстрациями темы, а некоторые - игрой на музыкальных инструментах, песнями и даже танцами! В финале выступления - ответы юного исследователя на вопросы членов жюри. К слову, состав экспертной комиссии «АртПерекрестка» сделает честь не только юношеской, но и любой "взрослой" научной конференции. Оценивали работы участников Форума "АртПерекресток - 2017":
Михаил Иванович Сорокин – преподаватель МБУК ДО «Екатеринбургская детская школа искусств №6 им. К.Е. Архипова», член Союза композиторов России
Елена Геннадьевна Чакина – преподаватель МБУК ДО «Екатеринбургская музыкальная школа №16», руководитель городской методической секции преподавателей музыкальной литературы
Марина Юрьевна Самакаева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», заместитель заведующей кафедрой по научной работе
Семен Александрович Лошаков – преподаватель ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (колледж), член молодежного отделения Союза композиторов России
Ирина Витальевна Рулева – Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище имени П.И. Чайковского (колледж)»
Елена Владимировна Хан – преподаватель ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище имени П.И. Чайковского (колледж)».
Но, пожалуй, с особым вниманием к работам участников отнеслись те эксперты, кто и сам не раз защищал свои проекты на прошлогодних Форумах "АртПерекресток" - учащиеся и выпускники ДМШ №11 им. М.А. Балакирева, которые прошли путь от юных исследователей до юных членов жюри: обладатели Дипломов за лучшие работы Форума юных исследователей искусства «АртПерекресток – 2015» Екатерина Макашина и Тарас Давыденко и студентка ГБПОУ СО «Свердловское муз.училище им.П.И.Чайковского (колледж), обладательница диплома за лучшую работу Форума в 2015 году и НПК «Наследники Балакирева» в 2013 и 2014 годах Татьяна Жемчугова. «Работать над собственными проектами гораздо легче, чем оценивать чужие работы в качестве члена жюри, - признается Тарас Давыденко. - Это большая ответственность, не хочется лишний раз волновать ребят, но ты в жюри, ты должен задавать вопросы, уточнять, оценивать… Основной критерий оценки для меня – это интересная подача информации: если человек горит во время выступления, если ему самому интересно – это видно и это очень круто».
Главное – поймать идею!
Признаться, остаться равнодушным к выступлениям и не "загореться" исследовательской искрой вместе с участниками очень сложно: ребята выбирают настолько интересные и неожиданные темы для своих исследований, что поражают даже опытных членов жюри.
Поскольку 2017 год в России – это Год Экологии, многие исследовательские работы в области культуры и искусства были так или иначе связаны с тематикой природы и экологии. Так, к примеру, учащаяся ДМШ №11 им. М.А. Балакирева Екатерина Батанова рассказала об органической музыке – ее проект был посвящен китайскому композитору Тань Дуну, который вплетает в свои сочинения музыку бумаги, камней и воды. Коллеги Екатерины по школе – Рита Инюшева и Ольга Шерстнева – поведали невероятную историю «Жил-был вулкан… или 200 лет вдохновения» - о горе Аю-Даг, с которой связано множество таинственных легенд, которая вдохновляла Пушкина, Айвазовского, Чехова, Рахманинова, Шаляпина, Цветаеву... и до сих пор считается местом силы и творческого вдохновения для многих наших современников.
Юные исследователи, представлявшие свои работы в категории "младшая" и "средняя" группы не отставали от своих более взрослых коллег в оригинальности и интересной трактовке тем: Надежда Костюкиз ДШИ №6 им. К.Е. Архипова рассказала об истории и значении колокольной музыки, Анастасия Костина из ДШИ №12 в своем проекте «Этот звонкий йодль» не только поведала слушателям о секретах тирольского пения, но и продемонстрировала его живое звучание, Екатерина Кропоткина из ДМШ №7 им. С.В. Рахманинова сумела в своем проекте создать галерею музыкальных портретов Бабы Яги, а особую оценку жюри заслужила работа Арины Семеновой из Верхнесалдинской детской школы искусств, посвященная двум великим детским авторам – Агнии Барто и Сергею Прокофьеву: «Все с детства знают стихи Барто, а в школе на уроках нам давали послушать произведения Прокофьева, они мне очень понравились, и мой учитель сказал: а хочешь узнать про них что-то интересное? Мне стало любопытно - и мы начали работу... – объясняет выбор темы Арина Семенова, - Честно говоря, мне в работе над проектом очень помогала мама, мы вместе с ней читали, слушали, она мне много рассказывала, объясняла, мы записывали, потом переделывали… Это очень сложная работа, но она мне понравилось, я наверняка стану настоящим исследователем».
Также жюри отметили работу Валерии Дедяевой и Дарьи Гончар, посвященную Году Стравинского «Соловей» (ДМШ №11 им. М.А. Балакирева), исследование Виктории Поповой из ДШИ №4 «АртСозвездие» о Екатеринбургском римско-католическом приходе Святой Анны, доклад о синтезе музыки и живописи «Скрябин и Чюрленис» учащейся Екатеринбургской ДШИ №14 им. Г.В. Свиридова Ульяны Хабаровой.
Многие участники Форума признались, что самое трудное в работе – отнюдь не необходимость обработать гигабайты информации; самое трудное – «поймать идею». Тогда как Марина Юрьевна Самакаева, член жюри Форума, убеждена: найти достойную тему для своей работы поможет любопытство: «Идеи исследований не должны быть навязаны педагогом или родителями, - поясняет Марина Юрьевна. – Когда тема неинтересна самому докладчику, то какой бы яркой она ни была, ребенку будет скучно, он не захочет в ней копаться, он не защищает такой проект на достойном уровне. Бывает, ребенок увидел/услышал что-то интересное – музыкальный инструмент, или картину, или начал разучивать новое произведение – и «зацепился»: прочитал об этом там, здесь, начал потихоньку копаться, изучать, узнавать – вот и готов отличный проект-исследование в области искусства!»
Некоторые работы, изначально продиктованные тем самым «любопытством», личным жизненным опытом и построенные на собственных интересах их авторов, в итоге стали полноценными исследовательскими трудами с остросоциальной проблематикой. Так, жюри и аудитория высоко оценили проект под названием «Учимся видеть сердцем» Полины Бут и Глеба Широкова, из Челябинской ДШИ №7. В своей работе ребята рассказали о проблемах обучения «обычных слепых детей в обычных школах искусств». «Я сам незрячий, и когда мы с Полиной начинали работу над этим проектом, мне было интересно понять: смогу ли я рассказать все, что хочу, достучаться до слушателей, - делится Глеб. – Я смог. Мы рассказываем другим о том, как живут люди с ограниченными возможностями, которых мы знаю, во время защиты нашей работы я играю на виолончели и мы показываем, какими еще видами творчества занимаются наши знакомые ребята. Я хочу, чтобы они продолжали развиваться, а те, кто помогает им в адаптации – чтобы продолжали это делать. Я пока только начинаю во всем этом разбираться, но я уже решил, что эту работу я не брошу».
Фестиваль социокультурных проектов продлился несколько часов. Все это время на мероприятии работали юные волонтеры из числа учащихся ДМШ № 11 им. М.А. Балакирева, а во время большого перерыва все гости школы совершили путешествие по интерактивному маршруту «С трех сторон Уральских гор»: познакомились с выставкой «Лица Екатеринбурга», подготовленной художниками ДХШ № 2 им. Г.С. Мосина, поучаствовали в «Арт-викторине» и ответили на каверзные вопросы юных исследователей искусства ДМШ № 11 им. М.А. Балакирева и весело поиграли в народные уральские игры вместе с ребятами-фольклористами ДШИ №6 им. Е. К. Архипова и ДМШ №11 им. М.А. Балакирева.
«В финале сегодняшнего дня я хочу поблагодарить всех участников нашего Форума, мы все – и слушатели, и члены жюри, получили огромное удовольствие и узнали много нового, - начала подведение итогов Ирина Витальевна Рулева. - С каждым годом уровень Форума растет, но я бы хотела видеть в проектах еще больше личного отношения, еще больше собственного мнения. Вы – умницы, вы – будущее культуры и искусства, поэтому не бойтесь высказывать свои собственные мысли и искать собственные трактовки!»
Всего на очном этапе Форума «АртПерекресток – 2017» было представлено и обсуждено 28 проектов юных исследователей. 22 из них были отмечены Дипломами Лауреатов.
Список Лауреатов очного этапа: Лауреаты Евразийского форума юных исследователей искусства "АртПерекресток-2017" (22Кб).
Рассмотрение и подведение итогов заочного этапа завершится в декабре 2017 года.
Мы благодарим всех юных исследователей и их педагогов за огромный труд и интереснейшие проекты.
Уважаемых членов жюри – за объективную оценку участников, лояльность и доброжелательность, полезные советы и ценнейшие рекомендации.
Волонтеров и участников интерактивного маршрута «С трех сторон Уральских гор» – за работу на Форуме.
Слушателей и гостей Форума – за внимание к нашему мероприятию.
Поздравляем участников очной секции Евразийского Форума юных исследователей «АртПерекресток - 2017» с блестящими выступлениями, яркими открытиями и желаем новых интересных идей!
Ждем вас через год на «АртПерекресток – 2018»!
ДМШ № 11 имени М.А. Балакирева