управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования детей
Высшей категории, основана в 1946 году

Прием ведет школьный психолог

На вопросы родителей, преподавателей и ребят отвечает Васильева Татьяна Леонидовна, преподаватель ДХШ №1, психолог, арт-терапевт:

Вопрос 1. Добрый день! Моя дочка 10 лет стала рисовать страшные уродливые картинки. Может, это переходный возраст? Откуда столько агрессии, и что с этим делать?

Васильева Татьяна:
Вероятно, Ваша дочь интуитивно нашла приемлемый способ выражать свои внутренние переживания – страх, гнев, обиду, и пр. – наиболее безопасно для себя и для окружающих, то есть, символически, вместо того, чтобы проявлять их в действии. Десять лет – это «период затишья», переходная ступенька к подростковому возрасту, который начинается с тринадцати лет.

Что касается агрессии, то для человека вообще характерно реагировать негативно на физический и психический дискомфорт или стресс. Агрессия часто связана с гневом, вызванным на пути достижения цели. Кроме того, агрессивная  реакция может возникнуть в ответ на неудачи как отрицание самого факта неудачи и перекладывание ответственности за неё на других.

Примерно с одиннадцати до тринадцати лет у мальчиков и девочек наиболее повышена психологическая ранимость: они легко краснеют, закрывают лицо волосами, делают нелепые движения, пытаясь скрыть свою застенчивость, стыд. Менее заметное со стороны состояние депрессии может смениться внезапной вспышкой агрессивности. Если Ваша дочь ощущает себя психологически уязвимой, ранимой, то её поведение  вероятнее всего будет сопровождаться повышенной обидчивостью, недоверчивостью, подозрительностью и негативизмом.

Что же делать с этим? Мне сложно ответить однозначно, ведь я не знаю таких важных моментов, как ситуация в Вашей семье, характер Вашей дочери, её отношения с домашними и с одноклассниками и другое, что поможет более адекватно истолковать её обращение к рисованию страшных уродливых картинок.

От Вас зависит многое – оставаться для дочери понимающей мамой; не подавляющей или потворствующей, не чрезмерно контролирующей или отстранённой, а принимающей свою взрослеющую дочь со всеми её победами и ошибками – как уникальную личность – с любовью и уважением.
 

Вопрос 2.  Здравствуйте! Мне необходима консультация психолога, который занимается с детьми творчеством. Мой ребёнок 13-ти лет постоянно грызёт ногти. Знакомые посоветовали арт-терапию. Эффективна ли она в избавлении от этой вредной привычки?


Васильева Татьяна:
Когда родители обращаются к психологу с подобными вопросами, в процессе психологического консультирования  важными становятся такие подробности, как пол ребёнка; сколько в семье младших и старших братьев, сестёр; какие отношения у ребёнка с ними, с родителями и многое другое. Это позволяет психологу и родителю прояснить ситуацию и понять причину, из-за которой возникла проблема, и за счёт чего она поддерживается. Только после этого можно искать и находить верное решение.

 

Ваш вопрос выглядит обобщённо, поэтому, мой ответ будет содержать анализ типичных ситуаций, которые могут спровоцировать у 13-ти летнего ребёнка привычку грызть ногти, и некоторые общие рекомендации по этой проблеме. Кроме того, несколько слов скажу о возможностях арт-терапии.
 
Обычно привычку грызть ногти связывают с нервозностью. Это, в основном, верно, но мало что объясняет. Почему ребёнок именно таким образом проявляет свою нервозность? О чём ещё говорит его привычка? Чтобы лучше понять это, давайте ответим на вопрос: что даёт такая привычка Вашему ребёнку?

1.    Она доставляет ему  удовольствие. Грызя ногти, ребёнок испытывает физическое удовлетворение. И чтобы помочь ему избавиться от этой привычки, нужно предоставить взамен что-то другое. Вероятно, удовлетворение от такого занятия отчасти заменяет ребёнку то, чего ему не хватает.

2.    Привычка грызть ногти позволяет ему снова почувствовать себя младенцем. Ведь именно младенец часто берёт в рот палец и сосёт его. Ребёнок, сам того не осознавая,  демонстрирует то, что его по-прежнему привлекает младенческое состояние, и что какие-то свои потребности он не может удовлетворить иначе. Например, если в Вашей семье есть младшие дети, с кем Вы проводите больше времени, берёте на руки, обнимаете и целуете – Ваш 13-ти летний ребёнок тоже может испытывать сильную бессознательную потребность в материнской любви и ласке, но в силу своего возраста стыдится выразить её открыто.

3.    Привычка грызть ногти даёт выход агрессивности. Ребёнок таким образом раздражает родителей  и даже иногда причиняет себе боль. Укусы самого себя часто выражают неосознаваемую враждебность. Достаточно вспомнить конфликтные ситуации, когда люди «грызут» друг друга психологически…

4.    Когда ребёнок не чувствует уверенности в себе, тогда, начиная грызть ногти (иногда карандаши, ручки и пр.) он таким образом отчасти избавляется от внутреннего напряжения, тревожности, дискомфорта. 

Несмотря на всё это, проблема не слишком серьёзная, так как большинство детей со временем «вырастают» из такой привычки. Например, когда у девочки возникнет желание иметь красивые руки, она сама оставит свои ногти в покое. Что касается мальчиков, они в большинстве случаев, перестают грызть ногти примерно к 14-ти годам.

Но в настоящий момент проблема существует для Вас и для ребёнка. Что же делать? Угрозы, подкуп, наказание здесь совсем нежелательны. Лучше вообще ничего не говорить о привычке грызть ногти в присутствии ребёнка. Это вовсе не означает, что ничего не надо делать. Нужно постараться понять причины, вызвавшие эту привычку. Судя по всему, Ваш ребёнок испытывает какое-то внутреннее напряжение, дискомфорт и справляется с ними младенческим способом, с помощью замещающей деятельности.

Помочь ребёнку можно, если понять, что привлекает его  в такой привычке, и изменить собственное поведение.

1.    Аспект удовольствия. Можете ли Вы сделать жизнь Вашего ребёнка более приятной и спокойной? Как часто Вы сами переживаете напряжение, тревогу злость? Как часто Ваш ребёнок слышит от Вас угрозы наказания, завышенные требования? Любые неприятности дома, в школе, во дворе могут сердить его и не давать возможности ответить. Всё, что Вы сделаете для снятия напряжения или для того, чтобы Ваш ребёнок чаще смеялся – принесёт благотворные последствия.

2.    Младенческий аспект в поведении ребёнка может указывать на то, что родители недостаточно поощряют его рост. Возможно от ребёнка требуют, чтобы он становился взрослее, но не стимулируют его усилия. Всё, что нужно делать – это ясно и отчётливо вознаграждать его за любое проявление взрослого поведения. Можно просто сказать ласковое слово или погладить по голове. Важно дать ребёнку понять, что Вы заметили, как он взрослеет, и одобряете его. Только не надо наказывать его за противоположное и как можно меньше акцентировать внимание на его младенческом поведении.

3.    Агрессивный аспект. Постарайтесь создавать условия, чтобы у Вашего ребёнка было меньше поводов для подавления агрессивности. Для этого необходимо самим родителям соответственно изменить своё поведение и позволить ребёнку открыто проявлять свою враждебность. То есть, Вас не должны шокировать его «взрывы». В конце концов, они бывают у всех. Подавление агрессивности, враждебности только усиливает внутреннее напряжение и приводит к нежелательным последствиям. Однако, проявлять агрессивность уместно только в социально приемлемых формах, например, в играх. Возня и шумные игры («полицейские и воры», «ковбои и индейцы» и др.), а также занятия спортом – всё это помогает высвобождать агрессию цивилизованно, конструктивно.

4.    Принудительный аспект. Если Вам удалось осуществить описанные выше предложения, то этот аспект отпадёт автоматически. Привычку грызть ногти гораздо легче устранить при её возникновении, чем несколько лет спустя. К несчастью, многие из нас с этим знакомы, в результате мы тревожимся и стремимся действовать немедленно. Но гораздо важнее действовать не стремительно, а правильно – то есть, осторожно и без давления на ребёнка. Очень важно выработать в себе привычку постоянно вести себя с ребёнком сдержанно, реже наказывать его.

Таким образом, если Вам удастся терпеливо устранять из своего общения с ребёнком угрозы, неодобрение, наказание – это будет способствовать ограничению или исчезновению привычки грызть ногти.

Несколько слов о методе арт-терапии. В широком смысле арт-терапия – это исцеление души с помощью творчества. Приёмы арт-терапевтического рисования связаны с идеей о том, что в любом человеке заложена способность к отображению своих  внутренних конфликтов  в визуальной форме.  Эстетический компонент здесь не является основным. Самое важное – это постараться высвободить и отразить свои переживания на листе бумаги в любой технике. Любовь, ненависть, страх, неуверенность, потребность в заботе и пр. -  могут принимать различные символические и образные формы – от абстрактных до конкретных. Базовыми условиями положительных изменений в процессе арт-терапевтического взаимодействия  являются: безопасная обстановка, где можно чувствовать себя защищенно, доверие к арт-терапевту, с которым будет общаться автор своих спонтанных работ.

Привычка ребёнка грызть ногти может указывать на повышенную тревожность и неуверенность в себе. Арт-терапевтическое спонтанное рисование (лепка) как раз и способствует снижению тревожности, повышению самооценки, росту самосознания.

⟰ наверх страницы